Комплексная программа социально-экономического развития атяшевского муниципального района республики мордовия - страница 6

^ 8. Анализ и оценка состояния системы управления в Атяшевском районе
Атяшевский район имеет статус муниципального образования и состоит из объединенных общей территорией, одного городского и 21 сельских поселений в пределах, которой осуществляется местное самоуправление. Границы Атяшевского муниципального района и статус его как муниципального района установлены Законом Республики Мордовия от 28.12.2004 № 117 «Об установлении границ муниципальных образований Атяшевского района, муниципального образования Атяшевский район и наделении их статусом сельского поселения, городского поселения и муниципального района (с изменениями от 21 марта 2007г.».

В соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в районе создана двухуровневая структура местного самоуправления.

Структуру органов местного самоуправления на районном уровне составляют: представительный орган муниципального района ─ Совет депутатов Атяшевского муниципального района Республики Мордовия, глава Атяшевского муниципального района, Председатель Совета депутатов Атяшевского муниципального района, иполнительно-распорядительный орган - Администрация Атяшевского муниципального района.

Сельские и городское поселения являются самостоятельными юридическими лицами. Структуру органов местного самоуправления в них составляют представительный орган – Советы депутатов поселений, исполнительно – распорядительный орган – сельские администрации, главы поселений.

Кадровый потенциал органов местного самоуправления районного уровня достаточно высок. Но на уровне сельских поселений ощущается недостаток квалифицированных специалистов.

Уровень развитости нормативно-правовой базы муниципального района также достаточно высок, однако, она потребует увязки с новыми целями и задачами развития района.

Свой вклад в управление социально-экономическим развитием муниципального образования вносят также политические партии и общественные организации, активная деятельность которых значительно влияет на общественно-политическую ситуацию на территории и сознание граждан. Взаимодействие администрации муниципального образования с общественными объединениями способствуют формированию гражданского мира и согласия на территории района, снижению социальной напряженности, обеспечению общественного правопорядка.

В настоящее время организационная структура управления района соответствует основным требованиям текущей ситуации. Система управления Атяшевского муниципального района ориентирована преимущественно на решение оперативных задач и проблем.

Но в системе управления районом необходимо усилить направление деятельности, результаты которой носят стратегический характер. Необходим перевод диалога между собственниками и топ-менеджерами хозяйствующих субъектов, расположенных на территории района, в плоскость совместной разработки долгосрочных приоритетов и целей развития бизнеса и местного сообщества, схем и механизмов взаимодействия, обеспечивающего устойчивое социальное и экономическое развитие района.


^ 9. Величина и эффективность использования рыночной инфраструктуры Атяшевского муниципального района

Условиями успеха экономической политики являются, формирование рыночной инфраструктуры. Рыночная инфраструктура включает различные элементы: маркетинговые службы, компьютерные фирмы, аудиторские и бухгалтерские фирмы, кредитно-финансовые службы. Но в первую очередь - это кредитная система государства; банковская система; страховая система; биржи; рекламные агентства; торговые предприятия.

В районе работают дополнительный офис ОАО «Сберегательный банк России», дополнительный офис МРФ ОАО «Россельхозбанк», дополнительный офис ОАО АКБ «Актив-Банк», дополнительный офис АККСБ «КС-Банк» оказывающие финансово-кредитные услуги.

Услуги по страхованию материальных ценностей оказывает филиал ООО «Росгосстрах», услуги которой в основном ориентированы на обязательные виды страхования.

Функционирование на территории района «Бизнес-Центра», позволяет получать значительный спектр инвестиционных и информационных услуг. Кроме этого два предпринимателя оказывают вышеуказанные услуги.

В районе расположены отделы межрайонной налоговой службы, службы Роспотребнадзора.

На территории района работают Центр занятости населения, отделение пенсионного фонда, социального страхования, федеральное казначейство.

Торговые предприятия представляют наиболее развитую рыночную структуру.


^ 10. Внешние факторы, влияющие на развитие Атяшевского муниципального района

На развитие Атяшевского муниципального района оказывают влияние внешние факторы, которые имеют свою основу за пределами района, и влиять на них бывает либо невозможно, либо довольно трудно и неэффективно. Поэтому их влияние следует учитывать в стратегии, как заданные условия с учетом прогноза их изменения и воздействия на развитие района.

Основные внешние факторы, влияющие на развитие Атяшевского муниципального района:

- элементы федеральной и региональной политики, влияющие на жизнедеятельность и перспективы развития района;

- конъюнктура рынка сельскохозяйственной продукции;

- ценовая и тарифная политика естественных монополий;

- диспаритет цен на готовую сельскохозяйственную продукцию и энергетические и материальные ресурсы;

- инвестиционные предпочтения;

- востребованность ресурсов;

- межбюджетные отношения.

Представленный перечень факторов внешней среды района является далеко не исчерпывающим. Однако он позволяет сделать обзор общих тенденций в развитии экономики и оценить возможности и риски социально-экономического развития Атяшевского муниципального района на период до 2020 года.


^ 11. Проблемы социально-экономического развития Атяшевского муниципального района

Проведенный анализ социально-экономической ситуации в районе позволил сформулировать ряд проблем, сдерживающий дальнейшее динамичное развитие Атяшевского муниципального района.

Демография:

- естественная убыль населения вследствие низкого уровня рождаемости и высокого уровня смертности,

- демографическое старение населения, сокращение численности населения младше трудоспособного возраста, увеличение удельного веса пожилых людей;

- отток населения из района, в основном молодежи;

- низкая продолжительность жизни.

^ Уровень жизни населения:

- низкий уровень заработной платы;

- низкий уровень доходов населения района;


- высокий удельный вес населения, нуждающегося в социальной поддержке;

- диспропорции в уровне оплаты труда между различными секторами экономики и поселениями района;

- сохранение задолженности по заработной плате.

^ Занятость населения:

- достаточно высокий уровень безработицы (3,3% от трудоспособного населения);

- уменьшение численности занятых в экономике района;

- структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы;

- наличие «теневых» доходов и занятости.

Здравоохранение:

- рост числа заболеваний, являющихся основными причинами смертности населения (болезни системы кровообращения, травмы и отравления, новообразования);

- неукомплектованность медицинских учреждений района врачами.

^ Физическая культура и спорт:

- отсутствие устойчивой ориентации населения района на здоровый образ жизни;

- недостаточная обеспеченность спортивными сооружениями, нет бассейна.

Образование:

- недостаток педагогов некоторых специальностей.

Культура:

- недостаток квалифицированных специалистов культуры;

- недостаточный уровень финансирования культуры, не позволяющий повысить оснащенность учреждений культуры необходимым оборудованием.

Общими проблемами для социальной сферы являются:

- высокий процент пенсионеров среди врачей и учителей;

- отсутствия жилья для работников бюджетной сферы;

- высокая степень изношенности материально-технической базы объектов социальной сферы, большинство объектов социальной сферы требуют реконструкции и капитального ремонта (9 общеобразовательных учреждений; 9 дошкольных образовательных учреждений, в том числе один находится в ветхом и аварийном состоянии; 28 объектов культуры – это сельские дома культуры и клубы; 22 фельдшерско-акушерских пунктов; здание поликлиники, инфекционное отделение, 4-х этажный корпус стационара Атяшевской ЦРБ. Не все подразделения амбулаторно – поликлинической службы имеют медицинское оснащение в полном объеме и в соответствии с табелем оснащения. Медицинское обслуживание 9 – ти терапевтических и 3-х педиатрических участков затруднено из-за отсутствия отдельно выделенного для этих целей автотранспорта.

^ Жилищно-коммунальное хозяйство:

- высокий уровень износа жилищной и коммунальной инфраструктуры;

- тяжелое финансовое положение ЖКХ;

- относительно низкое качество жилья, недостаточный уровень благоустроенности жилищного фонда всеми видами благоустройства;

- неразвитость конкурентной среды в сфере содержания и ремонта жилья;

- недостаточно высокие темпы строительства жилья, отсутствие строительства муниципального жилья;

- недостаток электрических мощностей.

Экология:

- отсутствие должного внимания предприятий и населения к состоянию окружающей среды;

- недостаточное использование рекреационных ресурсов района в туристических и оздоровительных целях;

- проблема удаления отходов производства и потребления;

- низкий уровень благоустройства населенных пунктов района.

Экономика:

Проблемами для предприятий всех отраслей являются:

- сложное финансовое состояние предприятий района;

- высокая кредиторская и дебиторская задолженность предприятий;

- высокий износ основных производственных фондов предприятий района;

- низкий уровень внедрения ресурсосберегающих технологий во всех сферах производства;

- низкий уровень инвестиционной активности.

^ Сельское хозяйство:

- сокращение поголовья основных видов скота во всех категориях хозяйств;

- недостаточный уровень развития в районе производств по переработке сельскохозяйственной продукции;

- диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и на горюче-смазочные материалы, электроэнергию;

^ Промышленность и малое предпринимательство:

- доминирование производства продуктов питания в структуре промышленного производства;

- опережающий рост тарифов на энергоресурсы и транспорт по отношению к росту продукции в стоимостном выражении;

- недостаток собственных ресурсов субъектов малого предпринимательства и затрудненный доступ к разным источникам финансирования.

^ Потребительский рынок:

- слаборазвита сеть бытовых услуг в селах района.

Транспортная инфраструктура:

- Транспортный комплекс Атяшевского района представлен автомобильным и железнодорожным видами транспорта, которые осуществляют грузовые и пассажирские перевозки. Осуществляется автобусное сообщение по маршрутам, соединяющим основные населенные пункты с районным центром и с городом Саранск. На улице Центральная располагается автовокзал. В рабочем поселке Атяшево имеется три автозаправочные станции, которые располагаются вдоль автодороги «р.п. Атяшево-с.Козловка». По территории Атяшевского городского поселения проходит железнодорожная линия в направлении Красный Узел - Канаш. Рабочий поселок Атяшево имеет узловую железнодорожную станцию.

- в районе протяженность дорог общего пользования местного значения составляет- 354,3 км, из которых дороги с твердым покрытием - 192,4 км, дороги без покрытия - 161,9 км. Половина внутри поселенческих дорог не имеют твердого покрытия. Не имеется дорог в Киржеманском (в с.Киржеманы), в Ушаковском, в В-Чукальском, Капасовском, Н-Сыресевском (до с.Чукалы на Нуе нет подъездной дороги с твердым покрытием), Ш-Майданском (до с.М.Манадыши) поселениях.


^ Муниципальное управление:

- дотационность бюджетов, низкий удельный вес собственных доходов, особенно бюджетов сельских поселений;

- отсутствие стабильной налоговой базы в сельских поселениях, формирование доходной части бюджета преимущественно за счет налога на доходы физических лиц и земельного налога;

- высокая зависимость от решений, принимаемых на уровне республики;

- недостаточно эффективное использование земельных ресурсов района;

- недостаток квалифицированных кадров муниципальных служащих в сельских поселениях;

- недостаточный уровень развития межмуниципального экономического сотрудничества;


^ 12. Интегральная оценка исходного состояния и предпосылок социально-экономического развития Атяшевского муниципального района

Атяшевский район не занимает лидирующей позиции ни по численности населения, ни по площади среди районов Республики Мордовия. Но Атяшевский район лидирует по объему производимой сельскохозяйственной продукции на душу населения.

Атяшевский район относится к группе районов с уровнем развития выше среднего, следовательно, стартовый социально-экономический потенциал территории достаточно высок.

По итоговому рейтингу муниципальных районов за 2009 год, подведенному администрацией Республики Мордовия, по достигнутым значениям основных показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, Атяшевский район находится на 4 месте.


12.1. Природно-ресурсный потенциал

Наличие земель сельскохозяйственного назначения, общераспространенных полезных ископаемых и древесных ресурсов, возобновляемых ресурсов растительного и животного мира позволяют не только развивать традиционные сферы хозяйствования, но и продолжить развитие собственных перерабатывающих отраслей. При благоприятных условиях инвестирования наибольшую отдачу дадут развитие производств комбикормовой промышленности, переработка молока и производство молочной продукции. Хорошие предпосылки имеются для развития мясного животноводства, кормопроизводства. Организация добычи глин, песка и других строительных материалов позволит закрыть потребности Атяшевского муниципального района и соседних районов республики в строительных материалах. Новое развитие могло бы получить и народные промыслы. Имеются предпосылки для экологического туризма, охоты и рыбалки.


12.2. Экономико-географический потенциал.

Выгодное географическое положение, близость к столице республики, хорошо развитая транспортная инфраструктура, а также наличие устойчивого спроса на продукцию традиционных отраслей хозяйства, могут служить гарантией дальнейшего развития района. Использование этих преимуществ создадут хорошие предпосылки для дальнейшего развития района.


12.3. Человеческий и трудовой потенциал

Наличие достаточных трудовых ресурсов для потребностей экономики района и относительно высокая обеспеченность учреждениями общего образования, наличие учреждения начального профессионального образования, подкрепляют возможности развития района. Негативный фактор - демографическая ситуация, характеризующая естественной убылью населения, отрицательным сальдо миграционных процессов, старением населения.


12.4. Инвестиционный потенциал

Перспективными сферами эффективного приложения капитала, по сути, «полюсами развития» экономики района являются сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность. Потенциально привлекательной отраслью для инвестирования является и коммунальный комплекс.

Близость сырья, наличие свободных производственных площадей, развитая транспортная инфраструктура, спрос на продукцию приоритетных отраслей - объективные факторные условия, которые являются источниками устойчивых конкурентных преимуществ района для привлечения стратегических инвесторов.

Приоритетной «точкой роста» в районе может стать строительство межрегионального убойного цеха по комплексной первичной переработке свиней и КРС в пгт Атяшево (ЗАО «Мордовский бекон»), реализация данного инвестиционного проекта создаст серьезную основу для позитивного развития района, позволит обеспечить устойчивое развитие сельских территорий района.

Инвестиционные вложения в коммунальную сферу (источники теплоснабжения, водоснабжения, тепловые и водопроводные сети района) интересны для частного бизнеса.


12.5. Бюджетно-налоговый потенциал

Консолидированный бюджет района характеризуется высоким удельным весом финансовой помощи из областного бюджета, крайней незначительностью собственных доходов, что является источником риска для развития района. Деятельность органов местного самоуправления в бюджетно-налоговой сфере направлена на развитие собственной налогооблагаемой базы, а также на обеспечение процесса расходования бюджетных средств с использованием бюджетирования, ориентированного на результаты.


12.6. Социально-инфраструктурный потенциал

В Атяшевском районе отмечается неоднородность развития социальной сферы.

При достаточно высокой степени обеспеченности населения учреждениями образования в районе имеется потребность в дошкольных образовательных учреждениях. Развитие сети учреждений дошкольного образования является одной из приоритетных задач, стоящих перед Администрацией района.

В 2010 году был проведен капитальный ремонт здания МДОУ «Козловский детский сад», продолжена реконструкция здания МДОУ «Атяшевский детский сад №2» поселка Атяшево, в котором была дополнительно открыта третья группа. Это позволило снизить долю детей в возрасте от 1-6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, от общей численности детей в возрасте от 1-6 лет с 7,9 % до 7,2 % по сравнению с 2009 годом. В 1 квартале 2011 года в МДОУ «Атяшевский детский сад №2» готова к открытию четвертая группа, планируется открытие второй группы в МДОУ «Птицесовхозский детский сад», запланирована реконструкция здания школьного интерната под детский сад в с. Большие Манадыши, на 2012 год строительство пристроя к зданию детского сада в с. Батушево.

Необходимо укрепление материально-технической базы объектов социальной сферы. Во втором квартале текущего года начаты работы по реконструкции здания поликлиники Атяшевской ЦРБ.


12.7. Инфраструктурный потенциал

Обеспеченность жилой площадью одного жителя Атяшевского муниципального района составляет 20,2 кв. м. Но уровень благоустройства жилищного фонда низкий.

Технический и технологический потенциал автомобильного транспорта и дорожного хозяйства удовлетворительный. По большинству показателей автомобильного транспорта и дорожного хозяйства район не уступает аналогичным районам и среднеобластному уровню, оказывая позитивное влияние на экономическое развитие в целом.

Уровень развития телефонной сети домашнего пользования достаточно высок, также успешно внедряются альтернативные виды связи.


ГЛАВА II

Концепция социально-экономического развития Атяшевского муниципального района Республики Мордовия на 2011 - 2020 годы


Обобщение результатов комплексного стартового анализа позволяет сформировать Концепцию социально-экономического развития Атяшевского муниципального района Республики Мордовия на 2011 - 2020 годы (далее - Концепция).

Главная цель развития муниципального образования состоит в обеспечении достойного уровня жизни местного населения через создание условий для удовлетворения его важнейших жизненных потребностей, обеспечение его социальными услугами на уровне, соответствующем принятым в обществе социальным стандартам.

Обеспечение населения качественными социальными услугами возможно только на основе эффективной, динамично развивающейся экономики. Только экономический рост способен привести к подъему качества жизни. Муниципальное образование должно создавать условия для эффективного функционирования и развития на своей территории предприятий, способных привлекать инвестиционные ресурсы, обеспечивать рост объемов производства продуктов и услуг, создание новых рабочих мест, расширение рынков сбыта, пополнение местного бюджета.

Обеспечение благоприятных условий для проживания, труда и отдыха населения, повышение качества социальных услуг напрямую связаны также с улучшением деятельности органов местного самоуправления и предприятий муниципального сектора, с ростом собственных доходов бюджета, рациональным распределением бюджетных средств, их эффективным использованием.

Таким образом, главная стратегическая цель развития Атяшевского муниципального района на 2011 – 2020 годы является обеспечение стабильного повышения качества жизни населения посредством устойчивого развития экономики и повышения эффективности муниципального управления.


6378647065914877.html
6378784162793160.html
6378942226304950.html
6379049663136930.html
6379181341797565.html