«Дальневосточный государственный гуманитарный университет» - страница 3





^ Психологические факторы

Психологические условия

Психологические средства

^ Блоки

факторов

Системо-

образую-

щие факторы

Необходи-мые

условия

Достаточ-ные

условия

Деятель-

ностные средства

Комму-никатив-ные

средства

Эмоцио-нально-чувствен-ные средства




Гуманис-тический

Направ-ленность

Активность личности

Удовлет-ворен-ность

Активная

деятель-ность

Взаимоот-ношения

Удоволь-ствие




Потреб-

ностный

Активная

самостоя-тельность

Стимулиро-вание позна вательной

потребности

Успеш-ность

Субъекти

вная активность

Намерения

Наслаж-дения




Общен-ческий

Отноше-ния

Развитие мотивов

Идентифи-кация

Диалоги-ческое

понимание

Понимание

в общении

Адаптация




Аналити-ческий

Высокая

потреб-ность в знаниях

Аналитико-

синтетичес-кая деятель

ность

Пережи-

вание

успеха и

неудач

Понимание в усвоении

знаний

Речемысли-тельная дея-тельность

Интеллек-туальные

пережи-вания




Эмоцио-нально-

волевой

Самореа-лизация

Творчество

Эмоцио-нальная

удовлет-ворен-ность

Уверен-ность


Пережи-

вания во

взаимоот-ношениях

Душевные

волнения




Самосоз-нания

Рефлексия

Самомоти-вация

Личност-ный смысл

Стиль самостоя-тельности

Саморегу-ляция

Самоуспо-коение





Рис. 1 Модель мотивационной сферы личности


Разработанная модель системы психологических условий и средств развития мотивационной сферы студента позволила рассмотреть методологические подходы к научному исследованию, теоретические обоснования мотивационной сферы личности студента и определить экспериментальные основы исследования мотивационной сферы личности студента.

^ В третьей главе «Мотивационная сфера личности современного студента» раскрывается личность современного студента, исходя из общетеоретических подходов, излагаются новые концептуальные методики диагностики мотивационной сферы личности студента, описывается процедура теста, определены уровни развития мотивационной сферы личности и их психологическая характеристика, проводится диагностическое исследование мотивационной сферы личности студента, анализируются результаты исследования.

Личность современного студента, как этап онтогенетического развития, рассматривается с учетом теоретических позиций (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.) в понятие «личность» включенная совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Б.Г. Ананьев считает, что личность всегда моложе индивида, она наделена сознанием и вместе с тем является субъектом познания и социально обусловлена. Студенчество, как возрастной период онтогенетического развития, связано с локализацией мотивации поведения и деятельности в аспектах "экономической активности", под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. В исследованиях, посвященных деятельности студента, показывается противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования яркой, высококультурной индивидуальности. Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. В его теории обосновывается: чем более зрелую идентичность личность приобретет в юности, тем легче будут протекать ее последующие кризисы и тем более успешными будут ее взаимоотношения с другими и самим собой, тем более приятным будет ее самочувствие.

Имеются исследования, доказывающие, что рефлексия является одной из главных функций профессиональной деятельности учителя (Ю.Н. Кулюткин, Г.Г. Сухобская и др.). Рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается в той или иной степени внутренне связанным с аффективным самопереживанием. Самопереживание является основанием для проявления приемов и способов самосовершенствования, развития позитивной Я-концепции.

Жизненные планы студента связаны с получением высшего образования, обеспечением материального благополучия, определением в профессиональном жизнеустройстве, приобретением статуса, решением семейных проблем. Личностный смысл связан с оценкой жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах. Изучение ценностных ориентаций как компонента потребностно-мотивационной сферы личности находит отражение в трудах многих отечественных ученых ( В.Г. Асеев, Б.С. Братусь, В.И. Додонов, В.Н. Мясищев, В.А. Ядов, М.С. Яницкий и др.). В зарубежной психологии (В. Франкл, М. Рокич) жизненные планы, ценностные ориентации интерпретируют как социально-детерминированную направленность на цели и средства деятельности. Жизненные планы и ценности личности студента относятся к категории «генеральных личностных ожиданий»: мотив выступает как механизм ответственности личности за свои поступки, действия, поведение, человек получает возможность когнитивно обрабатывать все потребности, побуждения. Ценности и ценностные ориентации являются элементами как когнитивной структуры личности, так и ее мотивационно-потребностной сферы.

Мотивационная сфера личности студента наиболее полно раскрывается в ситуации деятельности, где она выступает как позиция субъекта. Рассмотрена зависимость мотивационного самоопределения субъекта от активности, целеполагания, предвидения результатов достижения, готовности к неожиданностям, способов включения в деятельность, от эмоционально-волевых переживаний.

Основанием для разработки авторской методики послужила необходимость исследования многообразия структурного состава и функционирования элементов МСЛ с помощью метода моделирования на основе математической теории групп. В основу построения диагностической методики исследования мотивационной сферы личности в различных видах деятельности заложена концепция системно-дедуктивного подхода (В.А. Ганзен, К.Б. Малышев). С помощью кластерного анализа были выделены часто встречающиеся признаки, которые явились основанием для выбора успешности мотивации учения в вузе. Мотивационный выбор студентов позволил сгруппировать мотивационно-значимые признаки в блоки и включить их в процесс моделирования.

Описание, анализ и интерпретация результатов, полученных при использовании диагностических методик, позволил не только выявить уровни мотивации студентов, но и определить специфику развития мотивации студентов от первого к пятому курсу. Выявлено шесть уровней развития мотивации обучения студентов в вузе: высокий уровень, потенциальный, пассивный, с тенденцией регрессии, с зарождением мотивации и с задержкой развития мотивации. Полученные данные позволили судить о преобладании пассивного уровня мотивации – 62, 1%, с тенденцией к регрессии мотивации – 26, 7 %, высокий уровень мотивации – 5,3%, группы потенциального уровня мотивации и с задержкой развития уровня мотивации составили по 1,3%. Сравнительные результаты показателей психографического теста (В.Г. Леонтьев) испытуемых студентов первого и пятого курсов позволили определить процесс в пространстве потенциальной мотивации, квадрат – Х+У, разница только в том, что у испытуемых первого курса обозначено наращивание мотивации в виде желаний, а у испытуемых студентов пятого курса обозначен процесс пограничной полосы наращивания потенциальной мотивации с увеличением процесса перехода в пространство высокого уровня мотивации. Данный вывод, с одной стороны, представляет возможность перехода в пространство квадрата +Х, +У, но, вместе с тем, этот потенциал задерживается, и, наверное, его формирование следовало бы рассматривать уже на 3 – 4 курсах. Вместе с тем, следует отметить, что проективная методика – это один из вариантов исследования столь сложного внутреннего образования в виде мотивационной сферы личности. Статистическая достоверность полученных результатов подтверждена различиями в дисперсии: в группе студентов первого курса дисперсия составляет 26,05, в группе испытуемых студентов пятого курса 44, 7. Полученные результаты свидетельствуют не только об актуальности исследования данной проблемы, но и необходимости ее формирования в условиях обучения в вузе.

Результаты, полученные по методике диагностики степени удовлетворенности основных потребностей, позволили сделать следующие выводы. По результатам выбранных утверждений испытуемыми наибольшее количество баллов в иерархии их расположения получили от общего числа испытуемых 455 человек:

  1. потребности в самовыражении – 150 человек –32 %;

  2. материальные потребности – 120 человек – 26,3 %;

  3. потребности в признании – 95 человек – 20,8 %;

  4. социальные (межличностные) потребности – 50 человек – 10,9 %;

  5. потребности в безопасности – 40 человек – 8,7%.

Результаты исследования показали, что качественные характеристики, входящие в структуру уровней мотивационной сферы личности студента, позволяют определить, какая из диагностических характеристик требует внимания в ее развитии и формировании как профессионально важного качества личности, на что следует обратить внимание, как в решении проблем образования, так и самообразования. Так, у испытуемых ниже среднего и низкого уровня показатель активной самостоятельности, потребности в знаниях и мотивационно-ценностном отношении отсутствует. Таким образом, на основании сравнительного анализа диагностических методик исследования мотивационной сферы личности студента, можно сделать вывод, что специфика мотивационной сферы личности имеет существенное различие в средствах ее развития, проявления, раскрытия потенциальных возможностей; имеется большой потенциал развития мотивации учения в вузе у студентов первого курса; результаты исследования позволяют раскрыть сущность мотивационной сферы личности на любом уровне ее развития.

В заключении третьей главы делается вывод о том, что соотношение потребностей и возможностей их удовлетворения представляет целостную систему мотивационной сферы с иерархической структурой ее построения, выстраивание которой определяется этапами развития личности в онтогенезе и этапами профессионального становления.

Самосовершенствование студента стимулирует внутреннюю и вызывает внешнюю мотивацию, которая проявляется в борьбе за свой талант, в заявке на высокие профессиональные успехи, в творчестве и оригинальных находках. Ценности и ценностные ориентации, будучи сложным интегральным психологическим образованием, выступают как смыслообразующие мотивы. Внутренние мотивы принадлежат к области «я» и фактически являются смыслообразующими, но актуально не проявляют свою смыслообразующую функцию.

Диагностические исследования позволяют раскрыть сущность мотивационной сферы личности на любом уровне ее развития; соотношение потребностей и возможностей их удовлетворения представляет целостную систему мотивационной сферы с иерархической структурой ее построения, выстраивание которой определяется этапами развития личности в онтогенезе и этапами профессионального становления

^ В четвертой главе «Роль деятельностных средств в формировании мотивационной сферы личности студента» исследется влияние деятельностных средств на характер мотивационной сферы личности студентов.

При рассмотрении влияния деятельностных средств на мотивационную сферу личности по этапам: принятия, освоения, творческого решения задач, «деятельностные средства» определяются как система воздействий и система событий соотносительно со свойствами и особенностями субъекта ситуации и с его деятельностью (Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков). Это определяет различие содержания задач, предъявляет разнообразие требований к структуре мотивационной сферы личности и, соответственно, использования психологических средств в ее развитии и формировании. В исследовании влияния деятельностных средств на динамику системы мотивационной сферы личности студента в процессе обучения в вузе приняли участие 575 испытуемых 1 - 5 курсов различных факультетов. Во втором разделе приведены данные экспериментального исследования системы психологических средств формирования мотивационной сферы лично­сти студента в специально организованных условиях учебной деятельности с помощью развивающей программы «Развитие мотивационной сферы личности» по этапам исследования.

С целью исследования влияния деятельностных средств на мотивационную сферу личности студентов были выделены модальные группы, характеризующиеся различным их сочетанием взаимообусловленности. На различных этапах экспериментального исследования использовался метод сравнительного анализа, который позволил выявить динамику структурных компонентов мотивационной сферы до и после формирующего эксперимента, включенное наблюдение, метод экспертной оценки, метод тестов, методы статистической обработки. В качестве модульной группы, демонстрирующей зависимость от психологических условий и средств профессиональную деятельность учителя, были представлены студенты первого курса. По результатам исследования испытуемые, 92 человека, основное предпочтение отдают умениям учителя, среди которых особое внимание обращается на общение и передачу знаний учащимся.

С первого курса вуза развиваются педагогические умения, к которым относятся: умение работать с детьми, при значимости условий общения, умения воспитывать и развивать личность ученика, нравственные качества и эмоциональные чувства учителя представляют ценности в педагогической деятельности. Эта группа психологических условий и средств названа нами – профессионально - действенные условия и средства. Вторая группа выявленных условий и средств – умения обучать и увлекать учащихся учебной деятельностью названа нами – профессионально - воздейственные условия и средства. Третья группа психологических условий и средств – умения передачи знаний, гностические способности в познании детей – толерантно-волевые условия и средства. На основании сказанного можно сделать вывод, что студенты уже первого курса достаточно четко выделяют общие ценности учителя, которые позволяют иметь успех в педагогической деятельности и выступают в качестве психологических, деятельностных условий и средств.

Психологически значимые качества личности учителя с позиции студентов первокурсников: 1 - целенаправленность (75,2%); 2 –гуманность (34,6%); 3 - мотивационная избирательность (33,7%); 4 - эмоциональность (30,3%); 5 - волевая регуляция (11,2%) другие. Данные качества представляют воплощение лучших традиций отечественной педагогической мысли, нашедших отражение в произведениях К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева и др. Идеи русского духа, человека русского характера с его благородными чертами получили развитие в философских трудах Н.А. Бердяева и др.

Однако следует отметить, что студенты первого курса отличаются от студентов последующих курсов именно тем, что они почти целый год пребывают в состоянии «эйфории» поступления в вуз, отличаются исполнительностью и обязательностью, живым интересом ко всему происходящему, мотивы общения преобладают над мотивами учения.

Исследования, проведенные со студентами четвертого курса, позволили проследить качественные изменения в специфике деятельностных средств, существенно влияющих на мотивационную сферу личности старшекурсника. Модульную группу испытуемых 4 курса включали в ситуацию специального задания по рефлексии установки на будущую педагогическую работу. Профессиональная установка у всех студентов имела достаточно высокий уровень. Содержательная сторона мотивационной сферы личности студентов четвертого курса значительно расширяется следующими мотивами: социального и профессионального достижения, гностическими, эмоционально-волевыми, социально-интеллектуальными, личностно-нравственными, личностно-социальными мотивами, обусловленными обучением в вузе, мотивами получения профессии. Полученные данные свидетельствуют о возможности использования психологических средств формирования мотивационной сферы личности студентов через систему установок, стимулирование самостоятельности, активизацию творческого мышления, приобщение их к исследовательской деятельности.

Итак, анализ первого этапа экспериментального исследования психологических условий и средств формирования мотивационной сферы личности позволил определить специфику деятельностных средств развития мотивационной сферы личности студента на различных курсах обучения; структура мотивационной сферы личности студентов первого и четвертого курса имеет существенные различия и определяется на первом курсе системой личностно-ценных мотивов, а на четвертом курсе преобладанием социальных, профессиональных и личностно-нравственных мотивов

На втором этапе экспериментального исследования в структуре мотивационной сферы личности студента первого курса четко выделилась избирательность, направленная на воспитание и формирование личности учащихся. Испытуемые ориентировались в воздействии на те стороны личности, которые им приходилось переосмысливать на своем собственном опыте. Существенным мотивационным компонентом первокурсников явилась эмоциональность. На наш взгляд, он представляет особую значимость, так как педагогическая деятельность является не только сильным фактором эмоционального напряжения, но и фактором эмоционального воздействия, проявления сочувствия, переживания.

Результаты проведенных исследований позволяют проследить изменения мотивационных компонентов в структуре мотивационной сферы личности. Так, рефлексивная оценка студентами 1 курса ценных качеств учителя как важных условий будущей педагогической деятельности, позволила выделить некоторые деятельностные средства профессионального становления, к которым мы отнесли: ориентировочные средства реализации своих педагогических возможностей в будущей деятельности; средства готовности к предстоящей деятельности; средства переноса образа деятельностного потенциала в условиях будущей педагогической деятельности; средства саморегуляции на основе волевых качеств личности.

Из всего многообразия мотивационных компонентов испытуемых первого курса, определяющих успешность педагогической деятельности, на первый план выступили: когнитивный и прогностический мотивационные компоненты, обусловливающие реализацию своих потенциальных сил и возможностей; мотивационный компонент общения; мотив целенаправленности в удовлетворении потребностей; гуманистический мотив; мотив осознания профессиональной деятельности; волевая регуляция.

В структуре МСЛ студентов 4 курса прослеживается противоречивость, обусловленная их позитивной и негативной установкой. Негативная установка и разочарование в выборе профессии существенно влияют на узость мотивационной сферы личности. Вместе с тем, содержательная сторона мотивационной сферы личности студентов четвертого курса значительно расширяется следующими мотивами: социального и профессионального достижения, гностическими, эмоционально-волевыми, социально-интеллектуальными, личностно-нравственными, социально профессиональными мотивами получения профессии.

Если исходить из мысли А.Н. Леонтьева о том, что умение обозначает такое действие, которое может быть выполнено человеком в различных условиях, то гностический компонент, обусловливающий интеллектуальное умение, приобретает наращивание даже в экспериментальной ситуации, происходит по ходу его восприятия, независимо от стоящей перед человеком задачи. Иными словами, в процессе выполнения задачи ее восприятие и понимание должны быть слиты. Причем гностический компонент, приобретающий силу, не должен зависеть от условий его восприятия.

Наше исследование показало, что при существующей методике исследования гностического мотивационного компонента с помощью определения понятий не только диагностируется уровень мотивационного компонента, но и выявляются условия, при которых достигается развитие высокого уровня исследуемого компонента. Причина видится в том, что у студентов не сформирована прочная связь, между поставленной задачей и желанием выразить себя в полной мере. Анализ результатов эксперимента позволяет сделать вывод, что при обучении студентов умению давать определения понятиям не учитывается обобщенность действия. Частные умения, сформированные на уровне эмпирических действий, плохо переносятся в условиях специально организованной деятельности даже на уровне вузовского обучения. Должна бать какая-то общая основа перехода от одного частного умения к другому, при которых ведущим компонентом выступает реализация потребности раскрыть себя как можно полнее и содержательнее. Путь к этой основе видится в формировании прямой связи гностического мотивационного компонента и эмоционально-волевых отношений личности, что является важным в процессе обучения студентов в вузе. Статистической анализ позволил сделать вывод о тесной зависимости мотивационных компонентов и деятельностных средств при определении понятий в учебной деятельности студентов.

В формирующем эксперименте принимали участие студенты пятого курса: контрольная группа (64 человека), экспериментальная - также 64 человека. Формирующий эксперимент был направлен на включение испытуемых в специально организованные условия учебной деятельности с помощью развивающей программы «Развитие мотивационной сферы личности», с использованием системы психологических средств формирования мотивационной сферы личности студента. В условиях эксперимента испытуемые-студенты не только получают знания о мотивации и мотивационной сфере личности в заданном контексте, но и проходят этап «психологического мониторинга» по осознанию собственной мотивационной сферы, что в сочетании с профессиональной деятельностью создает базу для формирования нового отношения к себе и к миру.

Мы согласны с утверждениями А.К Марковой, В.В. Давыдова, В.Д. Шадрикова, В.А, Гуружанова Л.К. Золотых, П.А. Просецкого и других о том, что основной смысл обучения состоит не только и не столько в усвоении знаний, сколько в формировании у будущего вузовского специалиста целостной структуры личностных качеств. В их содержание, с точки зрения А.К. Марковой, входят мотивы и мотивация, позиции и установки, а также в целом мотивационная сфера личности. В основу формирующей программы мы заложили контекстный подход к обучению (В.Д. Шадриков), который позволил организовать «развивающее пространство» или контекст, понимаемый в качестве условий и средств, в развитии профессионально-важных качеств, определяющих смысловую и операторную структуру деятельности будущего специалиста. Свобода выбора студентами предложенного курса из альтернативных вариантов - обязательное условие. Ведь в таком случае студент сам осуществляет личностный выбор, определяет ценность тематики, проявляет интерес, фиксирует направленность сознания на приобретение информации. Таким образом, высокий уровень мотивации, стремление к успеху могут положительно влиять на результаты будущей профессиональной деятельности.

Рефлексивная оценка как метод исследования ценных качеств студентов первого курса позволила выделить следующие деятельностные средства: ориентировочные взгляды на оценку своих педагогических возможностей; готовность к предстоящей деятельности с учетом высоконравственного потенциала; перенос образа деятельностного потенциала в мотивацию будущей педагогической деятельности; учет саморегуляции личности. Следует отметить, что, если в контрольной группе было выявлено до проведения формирующего эксперимента равенство показателей мотивационно-ценностных отношений и позитивного переживания потребностей, то после формирующего эксперимента выявлен фактор корреляции с активностью и самостоятельностью, как следствие ее возрастания.

Таблица 1

Показатели исследования мотивационной сферы личности по

результатам формирующего эксперимента, в %


№ п/п

Уровень мотивационной сферы личности испытуемых

Контрольная группа (п=64)

Экспериментальная группа (п=64)

1

Низкий уровень

10,3

-

2

Уровень ниже среднего

17,2

9,7

3

Средний уровень

62,0

67,7

4

Высокий уровень

10,3

32,2


Как видно из таблицы 1, результаты экспериментальной группы превосходят результаты контрольной группы. В частности, в экспериментальной группе нет низкого уровня, понижен уровень ниже среднего и значительно вырос высокий уровень мотивационной сферы личности испытуемых.

Анализ результатов исследования влияния психологических средств на мотивационную сферу личности контрольной и экспериментальной групп с помощью факторного анализа показал, что в контрольной группе сохранены данные, полученные до формирующего эксперимента. В то же время в экспериментальной группе выявлено три фактора зависимости первого от позитивного переживания потребностей, второго - от мотивационно-ценностного отношения и третьего - от направленности и установки, что свидетельствует о влиянии индивидуальных различий испытуемых, представляющих интерес для более глубокого дальнейшего исследования.

В заключении отмечены некоторые общие закономерности влияния деятельностных средств на мотивационную сферу личности. Так, определена специфика психологических деятельностных средств у студентов различных курсов обучения. Структура мотивационной сферы личности студентов первого курса определяется системой личностно-ценностных мотивов, а четвертого курса - преобладанием социальных, профессиональных и личностно-нравственных мотивов. Выявлена специфика деятельностных средств: готовность к педагогической деятельности, установка, рефлексия, общение, направленность, ориентированный взгляд, педагогические умения. В структуре мотивационной сферы личности студентов пятого курса определены следующие мотивы: когнитивные, дидактические, интеллектуальные, оценочные, творческие, речевые, общения и трудовые. Полученные данные свидетельствуют о качественных изменениях мотивационной сферы личности студента на четвертом курсе, о появлении социальных мотивов, а на пятом курсе - профессиональных и творческих. Результаты исследований показывают о качественных изменениях испытуемых, а именно о мотивационно-ценностных установках и направленности потребностей на «Я» - концепцию в учебно-профессиональной деятельности. В процессе эксперимента определены деятельностные средства, оказывающие влияние на мотивационную сферу личности: готовность к педагогической деятельности, установки, рефлексию, мотивы, направленность, ориентированный взгляд, педагогические умения.

Формирование мотивационной сферы личности возможно через систему установок, стимулирование самостоятельности, активизацию творческого мышления, приобщение к исследовательской деятельности. В условиях эксперимента выявлены гностические мотивы, структуры установок на педагогическую деятельность (самостоятельность, творческое мышление, исследовательские умения); формирование потребности в знаниях; потребности в работе с детьми (реализация умений оказывать помощь, получение профессиональных знаний); совершенствование себя как личности, учителя. Учитывая вышесказанное, можно отметить, что мотивационная сфера личности является иерархическим образованием, зависящим от системы деятельностных средств, воздействующих на студента в условиях профессионального становления.


6377156937664162.html
6377201561627841.html
6377340976840478.html
6377387725414499.html
6377557831182865.html