3.9Основные направления развития законодательной базы, обеспечивающей развертывание системных элементов инфраструктуры электронного взаимодействия органов исполнительной власти

3.9Основные направления развития законодательной базы, обеспечивающей развертывание системных элементов инфраструктуры электронного взаимодействия органов исполнительной власти

3.9Основные направления развития законодательной базы, обеспечивающей развертывание системных элементов инфраструктуры электронного взаимодействия органов исполнительной власти
С учетом ограничений, накладываемых отсутствием необходимой законодательной регламентации создания и деятельности Регионального Портала и порталов Региональных органов исполнительной власти, целесообразно выделить следующие основные направления развития нормативного обеспечения проекта электронного правительства:

В первую очередь требуют разрешения общетеоретические и концептуальные вопросы электронного взаимодействия, включая определение (уточнение) правового статуса информационных объектов, государственных информационных ресурсов, электронного документооборота.

В этой связи целесообразно проработать вопросы о принятии «информационного» раздела Гражданского кодекса Российской Федерации; приступить к разработке Основах законодательства Российской Федерации об информации и в отдельном законодательном акте о государственных информационных ресурсах, которые должны объединить положения ряда действующих законов, не отвечающим требованиям развития информационной сферы общества и государства («Об информации, информатизации и защите информации» и «Об участии в международном информационном обмене»), закрепив относящиеся к правовому режиму информации вопросы в Основах законодательства Российской Федерации об информации и в отдельном законодательном акте о государственных информационных ресурсах. Непосредственно не связанными с Региональным Порталом, но существенно влияющими на способы и объемы электронного взаимодействия, представляются меры по облегчению (упрощению) деятельности операторов информационных и телекоммуникационных услуг, снятие необоснованных административных и лицензионных ограничений.
^ 3.10Регламентация правового статуса Регионального Портала и в целом инфраструктуры электронного правительства
Для регламентации правового статуса Регионального Портала и размещаемой на нем информации требуется внесение корректировок в законодательство о массовой информации, о порядке введения в действие нормативных правовых актов – в части их официального опубликования, а также принятие отдельного нормативного акта собственно о Портале – о порядке его создания, размещения и обновления информации на нем, перечне интерактивных сервисов, об органах власти (организациях), ответственных за функционирование Портала. Требуется, в частности, в соответствии с законодательством о государственных информационных ресурсах определить перечень информации, обязательной к размещению на Региональном Портале, а также порядок (процедуру) получения информации, доступной по запросу пользователей.

Подлежит уточнению и порядок отнесения той или иной информации к различным категориям ограниченного доступа для исключения возможности необоснованного сокрытия информации о Региональных органах исполнительной власти, их деятельности, структуре и пр.

Так, в частности, значительная часть вопросов может быть эффективно решена в подготовленном к внесению в Правительство Российской Федерации проекте Регионального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», подготовленного во исполнение поручения Президента Российской Федерации, изложенного в ежегодном (2002 г.) Послании Региональному Собранию. В рамках этой же законодательной инициативы подготовлен еще ряд документов, которые призваны урегулировать порядок отнесения той или иной информации к различным категориям ограниченного доступа.

^ Регламентация порядка реализации интерактивных сервисов

Интерактивные сервисы Регионального и ведомственных порталов могут стать реально функционирующими инструментами «электронного взаимодействия», при условии, что, с одной стороны, будет внесены корректировки в действующие законодательные акты, направленные на обеспечение допустимости и желательности преимущественно электронной формы документального взаимодействия граждан и организаций с органами государственной власти. При этом, безусловно, в первую очередь необходимо законодательно определить понятие «электронный документ» или определить условия, при которых к «документам» могут (должны) быть отнесены электронные сообщения, передаваемые с использованием средств электросвязи.

С другой стороны, требуют урегулирования вопросы (само)идентификации пользователей портала, в том числе вне рамок принятого, но не действующего закона об ЭЦП. Решение указанных вопросов возможно на основе положений Гражданского кодекса Российской Федерации об аналогах собственноручной подписи. Требуется и принятие отдельного закона об информации персонального характера, для обеспечения должного уровня правовой и технологической защиты персональных данных пользователей Регионального Портала.

^ Юридическая ответственность

Для обеспечения баланса интересов органов государственной власти и граждан (организаций) при реализации конституционного права на информацию, при создании Регионального и ведомственных порталов следует законодательно закрепить основания и меры ответственности за полноту и достоверность размещаемой на Портале информации, своевременность ее обновления, за соблюдение сроков реагирования на запросы пользователей интерактивных и иных сервисов, за соблюдение режима использования персональных данных. В свою очередь, необходимо установить ответственность пользователей Региональных ресурсов за несоблюдение установленного порядка использования сообщаемой им информации, за предоставление заведомо недостоверной информации о себе и за иные правонарушения в информационной сфере, направленные на воспрепятствование нормальному функционированию Портала и обеспечиваемых им сервисов.

Мировая практика показывает, что для решения комплекса вопросов по регулированию процесса создания, развития и поддержки инфраструктуры электронного правительства возможно принятие специального законодательного акта, как, например, это сделано в США, где в 2002 году был принят «Акт об «электронном правительстве».



6369020127104884.html
6369139681921100.html
6369230633136003.html
6369284741702754.html
6369369369710340.html