Ключи к системе псевдотестов №2 - Учебное пособие Майкоп 2008 удк 37(075) ббк 74. 0я73


^ Ключи к системе псевдотестов №2:

1а; 2а; 3б; 4в; 5а; 6а; 7б; 8а; 9б; 10в;

11а; 12б; 13в; 14а; 15б; 16в; 17а; 18б;

19в; 20б; 21б; 22а; 23б;24б; 25а; 26в;

27в; 28б; 29в; 30а; 31б; 32б; 33а; 34б;

35в; 36в; 37а.


^ 3. Аксиологический подход

1. Кем было введено понятие «аксиология» в научный оборот?

а) П. Лапи;

б) Ж.Ж. Руссо;

в) Сократом.

2. В философских словарях аксиология определяется как:

а) наука о самоорганизации;

б) наука о ценностях;

в) наука об управлении сложными системами.

3. Воспитанию чего отдавал предпочтение Платон?

а) ума, воли, чувства;

б) мужества, выносливости;

в) умеренности, справедливости.

4. По Сократу, истинные ценности – это:

а) состояние человека, накопленное им в течение жизни;

б) сокровища души, которые составляют познание;

в) материальные богатства государственной казны.

5. Сократ сказал, что все беды от …

а) жадности;

б) незнания;

в) стихийных бедствий.

6. У Сократа майевтикой называлась:

а) искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусно сформулированных проблемных вопросов («повивальное искусство»);

б) умение оказывать помощь при рождении человека;

в) тонкая, скрытая насмешка.

7. Понятие «ирония» у Сократа не включало в себя одно из ниже перечисленных утверждений. Какое?

а) тонкая, скрытая насмешка;

б) эвристический метод познания;

в) прием контраста видимого внешнего и скрытого смысла высказывания, создающая эффект насмешки.

8. Как определяет «ценность» отечественный религиозный философ В.С. Соловьев?

а) как идею земного счастья;

б) как тайны мира, заключенные, прежде всего, в человеке.

в) как «безусловное значение», как указание на некий высший религиозный смысл реальных явлений, людей.

9. С формальной точки зрения ценности делятся на:

а) истинно-ложные и ложно-истинные;

б) относительные и абсолютные;

в) критические и критикующие.

10. Принцип антропоцентризма означает:

а) человек – мера всех вещей;

б) человек – показатель своего народа;

в) человек – самое высшее во Вселенной (главное).

11. Национальные и общечеловеческие ценности связаны как (А.Ю. Шадже):

а) единичное и общее;

б) часть и целое;

в) аргументы и факты.

Выберите неверный ответ.

12. Каждый народ является носителем культуры (по Абдулатипову Р.):

а) только национальной;

б) только общечеловеческой;

в) не только национальной, но и общечеловеческой.

13. В.И. Андреев выделяет по признаку доминирования следующие ценности (3):

а) социальные ценности;

б) психологические;

в) философские;

г) профессиональные.

Укажите лишнюю.

14. Что включает В.И. Андреев в понятие «психологические ценности»?

а) ответственность перед людьми, коллегами, обществом…;

б) сотворчество с коллегами, студентами, любовь к ним;

в) душевное, всегда положительное состояние души.

15. Какая проблема считается наиболее актуальной у современных ученых-философов?

а) проблема соотношения общечеловеческих и национальных ценностей;

б) проблема расходования накопленных ценностей;

в) проблема национальных ценностей.

16. Какое понятие определяется не чувствами, а сущностью бесконечной полноты божественного величия, внутренней потребностью поклонения безусловной внешней заданности (позиция русских религиозных философов)?

а) «богиня»;

б) «святыня»;

в) «душа».

17. По мнению С.Л. Франка, в основе социальной жизни заложены духовные ценности – солидарность, служение и …:

а) счастье;

б) семья;

в) любовь.

18. Как называют русскую религиозную философию?

а) софиология;

б) мудрость;

в) мирология.

19. Кого считают источником всех ценностей идеологи всех религий?

а) дьявола;

б) Бога;

в) человека.

20. Какой американский ученый построил своеобразную иерархию ценностей, в которую включил ряд взаимоподчиненных врожденных ценностей – потребностей: от физиологических к потребностям в безопасности – в любви и привязанности – в признании и оценке – в самоактуализации?

а) М. Шелер;

б) Н. Гартман;

в) А. Маслоу.

21. Значимость научного, профессионального труда, ответственность перед людьми, коллегами, обществом, родителями – все это В.И. Андреев относит к:

а) психологическим ценностям;

б) профессиональным ценностям;

в) социальным ценностям.

22.Овладение новыми эффективными методами и технологиями профессионального труда, научного исследования, профессиональный рост, профессиональное мастерство, профессиональная культура – по В.И. Андрееву относится к:

а) социальным ценностям;

б) психологическим ценностям;

в) профессиональным ценностям.

23.К психологическим ценностям, по И.В. Андрееву, относится:

а) сотворчество с коллегами, детьми и т.д.;

б) значимость научного, профессионального труда;

в) овладение новыми эффективными методами и технологиями профессионального труда.

24. Идеальная форма всеобщности, которая реально достигнута человечеством на данной ступени истории и которая непосредственно обнаруживает себя в диалоге культур – это:

а) общественное;

б) общечеловеческое;

в) национальное.

25. По А. Бейли: «Непрерывный процесс обучения тому, как согласовывать между собой человеческие и божественные элементы в составе человека, налаживая правильные отношения между Богом и человеком, духом и материей, целым и частью – это…»:

а) образование;

б) учение;

в) информирование.

26. Что связано с раскрытием творческой природы сознательного, духовного человека (по А. Бейли)?

а) атрибут гармонии через конфликт;

б) активное познание;

в) атрибут конкретного знания.

27. Атрибут, скрытый во всех формах, врожденная тяга или недовольство, которая заставляет человека бороться, прогрессировать, развиваться, чтобы добиться единения, союза со своей душой – это, по А. Бейли:

а) атрибут преданности;

б) атрибут порядка;

в) атрибут гармонии через конфликт.

28. Какой из атрибутов характеризуется приверженностью желанию, идеалу и видению его (по А. Бейли):

а) атрибут конкретного знания;

б) атрибут преданности;

в) атрибут порядка.

29. Врожденный атрибут и инстинкт к упорядоченному ритму – это (по А. Бейли):

а) атрибут порядка;

б) атрибут гармонии через конфликт;

в) атрибут преданности.

30. Атрибут, позволяющий человеку конкретизировать свои концепции и строить мыслеформы – это (по А. Бейли):

а) атрибут преданности;

б) атрибут порядка;

в) атрибут конкретного знания.

31.Какое из этих понятий вошло в философию раньше?

а) ценность;

б) аксиология.

32. По Сократу, человек нуждается в:

а) привычном образовании своей личности путем научения;

б) образовании как смысла;

в) образовании, предоставляющем возможность поиска смысла.

33. В какой период аксиология как теория ценностей появилась в России:

а) в начале XIX века;

б) в конце XIX века;

в) в начале XX века.

34. Кто из этих ученых ввел понятие «аксиология»?

а) Э. Гартман;

б) П. Лапи;

в) Сократ.

35. Что не относится к базовым идеям-ценностям, по А. Бейли?

а) воля и цель;

б) добродетель во всех проявлениях;

в) любовь – мудрость.


^ Ключи к системе псевдотестов №3:

1а; 2б; 3а;4б;5б;6а; 7б; 8в; 9б; 10а;

11в; 12в; 13в; 14б; 15а; 16б; 17в; 18а;

19б; 20в; 21в; 22в; 23а; 24б; 25а;26б;

27в; 28б; 29а; 30в; 31а; 32в; 33б; 34б; 35б.


^ 4. Антропологический подход

1. Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека - это:

а) физиология;

б) антропология;

в) социология;

2. Когда антропология сформировалась как самостоятельная наука?

а) в средине 19 в.;

б) в конце 20 в.;

в) в 17-18 вв.

3. Что из перечисленного относится к основным разделам антропологии?

а) природоведение;

б) расоведение;

в) краеведение.

4. Процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи - …

а) октогинез;

б) филогенез;

в) антропогенез.

5. К основным разделам антропологии относится:

а) образование человека;

б) учение об антропогенезе;

в) социальное взаимоотношение.

6. Участники ХVIII Всемирного философского конгресса (Англия, 1988г.) считают, что человечеству нужна философия нового типа - :

а) «новая метафизика»;

б) «новая кибернетика»;

в) «новая математика».

7. Участники XVIII Всемирного философского конгресса считают, что «этос воины должен уступить место:

а) «этосу смирения»;

б) «этосу рабства»;

в) «этосу мира».

8. В узком смысле философская антропология, трактуется как идеалистическая течение в заподно-европейской философии, основанное:

а) М. Шелером и Х. Плеснером;

б) В. Дильтим;

в) И. Кантом.

9. В широком смысле философская антропология это:

а) учение об истории человечества;

б) учение о природе (сущности) человека;

в) учение о психо-физическом состоянии людей.

10. В философской антропологии признавался единственный метод познания жизни – какой?

а) совесть;

б) честь;

в) интуиция.

11. Какая научная концепция рассматривает человека как высшее и совершеннейшее произведение природы?

а) антропологизм;

б) неологизм;

в) архаизм.

12. Какое понятие в антропологизме выступает основной мировоззренческой категорией?

а) индивид;

б) человек;

в) общество.

13. Кто считается в российской истории, основоположником педагогической антропологии?

а) Б.Г. Ананьев;

б) А.С. Макаренко;

в) К.Д. Ушинский.

14. Огромный вклад в развитие педагогической антропологии внес немецкий философ и педагог:

а) В.С. Поликарпов;

б) Отто Фридрих Больнов;

в) И. Кант.

15. Какой из принципов не относится к антропологии?

а) организационный;

б) принцип «открытого вопроса»;

в) принцип наглядности.

16. Принцип антропологической редукции предполагает:

а) идти от части к целому;

б) идти от целого к части;

в) рассмотрение только частей и только отдельно.

17. Антропологический подход предполагает изучение и знание человека во всех отношениях во имя развития:

а) его индивидуальных способностей;

б) его физических качеств;

в) человеческих взаимоотношений.

18. Природа человека есть единство и взаимодействие порядка и хаоса, что ж выступает интегрирующим ядром?

а) природа;

б) личность;

в) материальные ценности.

19. К чему относится философско-антропологическое толкование как «социального существа по нужде»?

а) животный мир;

б) растительный мир;

в) личность.

20. Что является по антропологической трактовке средством защиты биологической природы человека, его внутреннего духовного мира, средством самоутверждения в жизни?

а) досуговая деятельность;

б) производительный труд;

в) Нирвана.

21. Как называются, по утверждению О. Больнова, обязательные «ворота», через которые человек должен пройти в своем развитии; (если он их пройдет, то может найти себя, если нет – возможна потеря своего «Я»)?

а) труд;

б) кризис;

в) мечта.

22. Какой принцип методологии, по О. Больнову, позволяет обосновать педагогическое исследование первоначальными истоками, коренящимися в жизненных явлениях человека?

а) организационный;

б) открытого вопроса;

в) антропологической редукции.

23. Принцип методологии, который является обратным и требует в исследовании идти от части к целому – это…

а) организационный принцип;

б) принцип открытого вопроса;

в) принцип антропологической интерпретации.

24. Как называет О. Больнов предлагаемую им специальную науку о пожилых?

а) педагогика;

б) геронтогогика;

в) герменевтика.

25. Некоторые ученые (Э. Фромм и др.) считают, что подход к пониманию природы человека дают такие свойства человека как:

а) национальность;

б) образованность;

в) разум.

26. Составной частью сознания является:

а) прекрасное;

б) бессознательное;

в) безобразное.

27. Самостоятельное направление, которое в широком смысле определяется как учение о природе (сущности) человека:

а) философская антропология;

б) социальная педагогика;

в) психологическая диагностика.


Ключи к системе псевдотестов №4:

1б; 2а; 3б; 4в; 5б; 6а; 7в; 8а; 9б; 10в;

11а; 12б; 13в; 14б; 15в; 16б; 17а; 18б;

19в; 20б; 21б; 22в; 23а; 24б; 25в; 26а; 27а.


^ 5. Герменевтический подход

1. Кто первым в 1894 г. противопоставил метод «понимания» методу объяснения?

а) К. Маркс;

б) Х.Г. Гадамер;

в) В. Дильтей.

2. Где существовала герменевтика как практическое искусство истолкования и понимания древних текстов, художественных текстов7

а) в Греции;

б) в Риме;

в) в Египте.

3. Библейская герменевтика, занимавшаяся истолкованием библейских текстов, называлась:

а) экзегетика;

б) индевтика;

в) этика.

4. Герменевтика в переводе с древнегреческого означает:

а) человечность;

б) изолированность;

в) разъяснение, истолкование.

5. С каким именем связана этимология слова «герменевтика»?

а) Гермес;

б) Герат;

в) Герон.

6. Основной проблемой в герменевтическом подходе является:

а) проблема понимания;

б) проблема взаимопонимания;

в) проблема неинформированности.

7. Какое латинское слово практически вытеснило из лексикона древнегреческое слово «герменевтика»?

а) интерпретация;

б) синергетика;

в) изолированность.

8.Развитие герменевтики связано с именами ученых:

а) Рамазанова В.В., Шуцкого Ю.К., Яркина Т.Ф.

б) Ф. Шлейермаха, В. Дильтея, М Хайдеггера, Х.Г. Гадамера;

в) Софонова В.И., Фишера Д., Иванова И.И.

9. Для каких наук в наибольшей степени соответствует и характерен герменевтический принцип?

а) естественных;

б) физико-математических;

в) гуманитарных.

10. Как по другому называются «причинные» законы?

а) каузальные;

б) фундаментальные;

в) синтетические.

11. Вплоть до какого времени герменевтики как общего учения о понимании, не существовало?

а) до начала 19 века;

б) до середины 19 века;

в) до конца 19 века.

12. Знания, возникающие без осознания путей, способов его получения

(З. Фрейд):

а) гипотетические;

б) интуитивные;

в) сопереживающие.

13. Эмпатия – это…:

а) безразличие;

б) ненависть;

в) сопереживание.

14. Значительная роль в понимании придается таким психологическим феноменам как:

а) аффект, иллюзии, мечты;

б) инсайт, эмпатия, интуиция;

в) воображение, ощущение, восприятие.

15. Что такое психический феномен инсайт?

а) сопереживание;

б) внезапное понимание отношений и структуры ситуации в целом, озарение;

в) рациональное знание, полученное логическим путем.

16. Вчувствование, сопереживание – это:

а) интуиция;

б) эмпатия;

в) инсайт.

17. Внезапное понимание отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблем – это:

а) эмпатия;

б) интуиция;

в) инсайт.

18. На основе чего возникает без осознания путей, способов его получения, происходит целостное охватывание проблемной ситуации?

а) интуиция;

б) эмпатия;

в) инсайт.

19. В группу понятий, объединенных по признаку смысла, входят:

а) личность, опыт, социализация…;

б) методология, концепция, теория;

в) идея, образование, знание.

20. В группу понятий, объединенных по научным признакам образования, входят:

а) процесс, принципы, средства;

б) идеология, целеполагание, система;

в) субъективность, качество, культура.

21. Ученые выделяют следующие уровни анализа знаковых систем (выберите верный вариант):

а) грамматическую интерпретацию, синтаксическую, психологическую, семантическую.

б) логическую интерпретацию, истинную, ложную;

в) историческая интерпретация, математическая, гуманистическая, личностная.

22. Какой уровень анализа знаковых систем не выделяют ученые?

а) грамматическую интерпретацию;

б) семантическую интерпретацию;

в) морфологическую интерпретацию.

23. Сущность какого уровня анализа знаковых систем заключается в выявлении индивидуальных особенностей автора произведения, проникновение в его духовный мир и т.д.:

а) семантической интерпретации;

б) грамматической интерпретации;

в) психологической интерпретации.

24. Понимание речи в наибольшей степени связано:

а) с диалогом;

б) полилогом;

в) монологом.

25. Самоорганизация, возможности, наука, профессия входят в группу понятий, объединенных:

а) по признаку направленности образования;

б) по признаку смысла;

в) по содержательно-процессуальным признакам образования.

26. В группу понятий, объединенных по содержательно-процессуальным признакам образования не относятся:

а) процесс, субъект, объект;

б) теория, система, технология;

в) принципы, содержание, условие.

27. С какими подходами тесно связан герменевтический подход?

а) гуманистический подход;

б) синергетический подход;

в) информационно-кибернетический подход.

28. С точки зрения герменевтического подхода какие процессы должны быть направлены на понимание смысла исследуемого?

а) процесс познания в целом;

б) процесс исследования;

в) процесс восприятия.

29. Какой анализ обращает главное внимание на анализ знаковых систем?

а) психологический;

б) синтаксический;

в) семантический.

30. Какой ученый в своей книге определяет педагогику одновременно как «понимающую» и как «объясняющую» науку?

а) Кант;

б) Ф. Крон;

в) В. Дильтей.

31. Одно из требований к смыслопоисковой деятельности или осмыслению изучаемого:

а) при осмыслении необходим исторический подход;

б) осмысление должно быть односторонним;

в) при осмыслении необходима ориентация на изотерический подход.

32. Герменевтический подход тесно связан с подходами:

а) системно-структурным и изотерическим;

б) гуманистическим и феноменологическим;

в) герменевтикой и синергетикой.

33. Найди неверный вариант ответа. «К смыслопоисковой деятельности предъявляют ряд требований»:

а) осмысление должно быть многомерным;

б) для осмысления необходимо соотнесение общефилософских, частнонаучных, общепедагогических позиций;

в) осмысление должно осуществляться путем изучения объекта с одной, главной стороны.


^ Ключи к системе псевдотестов №5:

1в; 2а; 3а; 4в; 5а; 6а; 7а; 8б; 9в;

10а; 11а; 12б; 13в; 14б; 15б; 16б;

17в; 18а; 19в; 20б; 21а; 22в; 23в;

24а; 25а; 26б; 27а; 28а,б; 29в; 30б;

31а; 32б;33в.


^ 6. Феноменологический подход

1. Феноменология в переводе с греческого означает:

а) учение о феноменах;

б) учение о событиях;

в) учение о явлениях.

2. В переводе с греческого феномен означает:

а) сущность;

б) являющееся;

в) проходящее.

3. К феноменам относят (с философской точки зрения):

а) аффект, интуицию, инсайт…;

б) свободу, выбор, нравственность, воспитание…;

в) физические нарушения человека.

4. Что означает термин «Ноумен» в философии Канта?

а) непознаваемая «вещь в себе»;

б) изучаемая «вещь в себе»;

в) изучаемая «вещь в человеке».

5. По И. Канту и И.Г. Ламбергу, феноменология - это:

а) часть психологии, описывающая психические феномены;

б) наука, выполняющая функцию критики чувственного познания;

в) учение о становлении философии и истории.

6. Усиление энергии человека в присутствии других людей, его активной деятельности называется:

а) фасилитацией;

б) ингибицией;

в) телепатией.

7. Подавление активности присутствующими это:

а) медитация;

б) ингибиция;

в) интуиция.

8. Подверженность групповому давлению, изменение своего поведения под влиянием других лиц это:

а) телепатия;

б) эйдетизм;

в) конформность.

9. Как называется феномен (с социально-психологической точки зрения), характеризующий усиление энергии человека в присутствии других людей?

а) ингибиция;

б) фасилитация;

в) медитация.

10. Какое латинское слово означает намерение, стремление, направленность сознания на какой-либо предмет?

а) интенция;

б) интуиция;

в) феномен.

11. Механизм познания ценностей, смыслов, с феноменологической точки зрения запускается при соблюдении принципов. Найди лишний ответ:

а) принцип очеловечивания ценностей;

б) принцип феноменологической редукции;

в) принцип накопления ценностей.

12. Для феноменологии наибольший интерес представляет факторы:

а) интеллигибельного чувства;

б) морального чувства;

в) интеллигибельного и морального чувства.

13. Доступный пониманию лишь с помощью интеллекта или интеллектуального созерцания (по Канту):

а) интеллигибельный;

б) интеллектуальный;

в) чувственный.

14. Способность сохранять живой, наглядный образ предмета долгое время это:

а) эйдетизм;

б) телепатия;

в) медитация.

15. Как называется направление в психологии и медицине, разработанное австрийским ученым А. Франклом?

а) логопедия;

б) логотерапия;

в) терапия.

16. Кто считается основоположником современной феноменологии?

а) В. Франкл;

б) В. Дильтей;

в) Э. Гуссерль.

17. Лейтмотивом феноменологии Гуссерля является:

а) мысль о возврате человека к его природной сущности (микрокосмосу);

б) мысль о разнообразии психических феноменов в человеке;

в) мысль о наличии у человека социальных феноменов.

18. Микрокосмос (по Гуссерлю) представлен в принадлежащих только конкретному человеку…

а) переживаниях;

б) феноменах;

в) особенностях.

19. Как определял феноменологию Гуссерль?

а) как «универсальную философию»;

б) как «универсальную психологию»;

в) как социологию.

20. «Ноэзис» с греческого обозначает:

а) мысль;

б) смысл;

в) феномен.

21. «Ноэма» в переводе с греческого обозначает:

а) мысль;

б) смысл;

в) феномен.

22. Какой метод был разработан Э. Гуссерлем?

а) метод интуитивной редукции;

б) метод эйдетической редукции;

в) метод фасилитативной редукции.

23. В понимании Гуссерля освобождение явления, его по сути от всех суждений и оценок – это:

а) расчистка сознания;

б) осознание;

в) зачистка ума.

24. «Метод саморазвития точек» духовно-личностного измерения трактуется как:

а) метод культурологического анализа

б) метод феноменологической редукции;

в) метод феноменологического анализа.

25. Сколько насчитывают феноменологи основных точек феноменологического анализа?

а) 4;

б) 3;

в) 2.

26. Процессуально-временная и пространственная непосредственность, очевидность явления - это какая точка феноменологического анализа?

а) первая точка;

б) вторая точка;

в) третья точка.

27. Субъективность познающего сознания или «моя единственная онтология» предназначения - это какая точка феноменологического анализа?

а) первая точка;

б) вторая точка;

в) третья точка.

28. В переводе с латинского интенция означает:

а) смысл, мысль;

б) познание;

в) намерение, стремление.

29. В переводе с греческого «ноэма» и «ноэзис» означают:

а) мысль и смысл;

б) тенденция и намерения;

в) стремление и смысл.

30. По мнению Бондаревской Е.В. и Кульневича С.В., главный метод «тонкого» и «мягкого» феноменологического переконстуирования сознания это:

а) метод объяснения;

б) метод понимания;

в) метод разъяснения.

31. Сколько принципов, которые следует соблюдать при «запуске» механизма познания ценностей (как считают феноменологии)?

а) 5;

б) 7;

в) 4.

32. Принцип, предлагающий исследование фактов с их внутренней стороны это:

а) принцип переживания содержания ценностей;

б) принцип феноменологической редукции;

в) принцип очеловечивания ценностей.

33. Логическое затруднение, непреодолимое противоречие при разрешении проблемы – это:

а) апоретика;

б) поретика;

в) феномен.

34. По Гартмону, апоретика – это:

а) существование знания;

б) уровень логического мышления;

в) уровень проблемного мышления.


6360885673783304.html
6361025987709622.html
6361101277125079.html
6361258749446593.html
6361398554602088.html