Қ. А. Ясауи атындағы ХҚту (Қазақстан) Встатье рассматривается методика формирования навыков использования специальной английской лексики у будущих юристов - страница 5

Қ. А. Ясауи атындағы ХҚту (Қазақстан) Встатье рассматривается методика формирования навыков использования специальной английской лексики у будущих юристов - страница 5


Әдебиет

  1. Қазақстан Республикасының Конституциясы. 1995 жылғы 30 тамыз.

  2. Қазақстан Республикасындағы «Тіл туралы» ҚР Заңы. 1997 жылғы 11 шілде.


^ Сотрудничество республики казахстан и великобритании в гуманитарной сфере


Егембердиева В.С.

Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева (Казахстан)


In this article the history and development of cooperation between RK and Great Britain in the humanitarian sphere on different programs are reviewed. Also the author defines the main directions in the system of higher education of different levels through intergovernmental cooperation.

Ұсынылып отырған мақалада Қазақстан Республикасы мен Ұлыбритания елдері арасындағы гуманитарлық саладағы түрлі бағдарламалар бойынша қарым-қатынастың пайда болуы мен даму тарихы қарастырылған.Сонымен қатар,мақалада мемлекетаралық өзара қарым-қатынас арқылы түрлі деңгейдегі жоғары оқу орындарында реформа жасау жүйесінің басым бағыттары айқындалған.


Геополитическое расположение Казахстана, экономические и военно-политичесие интересы, развивающийся экономический потенциал стали предпосылками формирования Республики в качестве крупного регионального государства, заинтересованного в формировании в своем окружении зоны стабильности и производства на принципах взаимной безопасности, суверенитета и территориальной целостности.

На сегодняшний день мировые державы, в том числе и Великобритания, рассматривают центральную Азию как место пересечения своих стратегических интересов. Великобритания, будучи постоянным членом совета безопасности ООН, членом «большой восьмерки», одной из ядерных держав, с момента распада Советского Союза выставила одним из приоритетов своей внешней политики укрепление своих позиций в Каспийском регионе, рассматриваемом как зоной национальных интересов страны. Об этом свидетельствует поездка в начале девяностых годов бывшего премьер министра страны, видного британского политика М. Тэтчер в Казахстан.

С приобретением независимости Республика Казахстан в своей внешней политике изначально отвела особое место сотрудничеству с Великобританией. Дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии установлены 19 января 1992 года. При этом импульс развитию казахстанско-британских отношений был дан еще в октябре 1991 года в ходе рабочего визита Президента Н.Назарбаева в Соединенное Королевство. В октябре этого же года было открыто посольство Великобритании в Республике Казахстан, а в 1996 году посольство РК в Великобритании. С 17 января 1998 года Чрезвычайным и полномочным послом РК в Великобритании является Кайрат Абусеитов. В данное время функции Чрезвычайного и полномочного посла Великобритании в Казахстане выполняет Пол Браммел.

В новом тысячелетии Казахстан продолжает осуществлять свою многовекторную внешнюю политику на всех направлениях сотрудничества. Одно из направлений европейского вектора сотрудничества - казахстанско–британские отношения. Не менее важным фактором развития этого сотрудничества является гуманитарный фактор.

Сотрудничество между Правительством Республики Казахстан и Правительством Великобритании осуществляется на основании следующих договоров:

- Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области образования, науки и культуры. (21.03.94г.)

- Совместная Декларация о дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии. (21.03.94г.)

- Соглашение о Сотрудничестве между Министерством образования Республики Казахстан и Беллербис Колледжем в области образования и изучения языков. (22.03.94г.) [8;105]

Министерство образования и науки Республики Казахстан сотрудничает с Британским Советом - независимой организацией, начавшей свою деятельность в Казахстане в 1993 году. На основании Соглашения, подписанного 04.07.1997г., Британский Совет администрирует программу «Болашак» на территории Великобритании.

Наиболее популярными специальностям обучения в британских учебных заведениях являются следующие:

Стипендианты «Болашак» обучаются в самых престижных университетах Великобритании.

В список вошли следующие научные организации, рекомендуемые для похождения научной стажировки:

  1. John Innes Centre

  2. Central Research Laboratories, EMI, London

  3. Institute of Food Research

  4. MRC Laboratory of Molecular Biology

  5. National Institute for Medical Research

  6. The Wellcome Trust

  7. Edward Jenner Institute for Vaccine Research

  8. Biotechnology and Biological Sciences Research Council (BBSRC)

  9. Natural Environment Research Council (NERC)

  10. Medical Research Council (MRC)

  11. Cancer Research UK [1]

Основная деятельность Британского Совета сосредоточена в сфере современного преподавания английского языка (включая стажировки казахстанских преподавателей в Великобритании). Данная организация имеет несколько программ, предоставляющих гранты лицам с высшим образованием для дальнейшего обучения и повышения квалификации в Великобритании. Программа «Летняя школа» рассчитана на преподавателей английского языка средних школ и высших учебных заведений. Программа Британского Совета разработана для преподавателей в области языкознания, истории, социологии и философии.

C марта 2008 года начата реализация регионального проекта ^ English for Teaching: Teaching for English (ЕТТЕ).

Проект направлен на повышение образовательного и профессионального уровня педагогов, подготовку тренеров из числа лучших учителей английского языка. В рамках проекта British Council в Казахстане совместно с Республиканским институтом повышения квалификации в сфере образования подготовлена команда и 12 тренеров -методистов для проведения в 2009 году цикла тренингов с учителями средних школ на базе областных ИПК [2].

В феврале 2009г. при поддержке МОН РК Управление образования города Астана, в рамках проекта «Международная программа повышения квалификации учителей» (ТIРD), предусматривающего обмен учебными визитами групп учителей Великобритании и Казахстана принимало, делегацию учителей (10 человек) из Великобритании для посещения школы столицы в рамках заявленного проекта.

Данная программа дает возможность местным преподавателям узнать о существующих возможностях повышения квалификации, использовать учебные методики, применяемые в Великобритании, проводить сравнительный анализ в рамках данной тематики и др. Учебные визиты в рамках проекта TIPD позволяют приобрести опыт, как принимающим учебным заведениям, так и приезжающим преподавателям. Британские преподаватели дают совместные уроки, обсуждают учебные программы и общие темы.. Подобные визиты в рамках проекта TIPD позволяют приобрести опыт как принимающим учебным заведениям, так и приезжающим преподавателям. [10, 17]

Также существуют стипендии Университетов Великобритании, как

Стипендии Университета Oxford, Великобритания: 1. Годичная магистратура в области гуманитарных и социальных наук, 2. Годичная магистратура по Политической Философии в Йоркском Университете.

Стипендия Университета Essex по Правам Человека, Великобритания: Годичная Магистратура по Правам Человека(MA): Теория и Практика Прав Человека, и Международное право в области прав человека.

Стипендия Университета Warwick, Великобритания: Годичная магистратура по ряду специальностей социального - гуманитарного и технического направлений, а также естественных наук, изобразительного и театрального искусств. Исключения составляют: магистр делового администрирования (MBA), MPA, магистратуры в области социальной работы и медицины

В феврале 2009 года в рамках презентационного тура по созданию Нового университета в Астане делегация Министерства образования и науки РК во главе с Ответственным секретарем Куангановым Ф.Ш. МОН РК посетила Университетский колледж Лондона (UCL). В ходе посещения была представлена информация об образовательной и научной деятельности UCL. Кроме того, достигнута договоренность о сотрудничестве по созданию Нового университета.

Во время встречи Министра образования и науки РК с председателем Кембриджского Центрально-азиатского форума доктором Сидхарта Саксеной 19 августа т.г. достигнута договоренность подписания Соглашения о сотрудничестве между Министерством образования и науки Казахстана и Кембриджским университетом. Одной из основных идей Соглашения является идея создания Казахского национального культурного центра на базе Кембриджского университета [3].

В 2003 году Британский Совет реализовал проект Азиатского Банка Развития «Стратегия развития сектора образования».

Совместно с Британским советом координируется работа по обучению казахстанской молодежи в Великобритании, где по линии стипендии совета «Чивнинг» («Chevening») дипломы магистров получили около 80 студентов нашей страны. Ежегодно на курсы английского языка в Великобританию, в том числе при содействии Британского совета, выезжает около 2000 казахстанцев. Общий объем финансирования казахстанских проектов совета составляет около 2,5 млн. долларов. Стипендиальная программа Chevening предлагает талантливым специалистам уникальную возможность пройти курс обучения или выполнить краткосрочную исследовательскую работу в Великобритании. С помощью стипендий Chevening правительство Великобритании поддерживает целеустремленных профессионалов, потенциальных лидеров, планирующих жить и работать в России, внося свой вклад в ее развитие. Уникальность стипендии Chevening в том, что общий объем финансирования позволяет оплатить не только обучение в выбранном стипендиатом вузе в течение 12 месяцев (очная форма), но и проживание в Великобритании в этот период. [11,10]

Благодаря программе возможно:

-Получить степень магистра в Великобритании

-Приобрести уникальный опыт общения в многонациональной среде

-Пройти курс обучения (12 месяцев) или выполнить краткосрочную исследовательскую работу (минимум 3 месяца). [14, 5]

В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Министерством образования и науки Республики Казахстан и Британским Советом в 2001 году был создан Казахстанско – Британский Технический университет. Главной задачей данного вуза является подготовка высококвалифицированных кадров для промышленных комплексов страны с привлечением передовых западных технологий и экспертов, а также лучших отечественных специалистов. [5]

В 2008 году в Казахстане открыта первая британская независимая школа в Центральной Азии «Haileybury Almaty».

Развитие проекта «ТЕМПУС» проходило весной 2004 года с 5 университетами партнерами: Университетом Роберта Гордона( Абердин, Шотландия), Казахстанско-Британским Техническим Университетом (Алматы, Казахстан), Университетом Карло Каттанео (Кастелана, Италия), Кызылординским Государственным Университетом имени Коркыт Ата и Восточно- Казахстанским Государственным Техническим Университетом (Усть Каменогорск, Казахстан). После принятия проекта Европейской комиссией в июле 2005 года проект был запущен в январе 2006 года. Начальной целью данного проекта являлось развитие всестороннего и устойчивого набора учебных планов бизнес образования в каждом из Казахских Университетов партнеров, обеспечение эффективного и долгосрочного развития новых инновационных учебных программ, введение мер по обеспечению качества, которые позволят обеспечить устойчивое развитие в рамках высшего образования в стране.

Цели данного проекта:

-2 человека с профессорско-преподавательского состава университетов-партнеров которые будут проходить подготовку по программе Докторантуры;

-80 человек с профессорско-преподавательского состава университетов-партнеров которые будут проходить подготовку по программе HELT;

-20 человек с профессорско-преподавательского состава университетов-партнеров которые будут проходить подготовку по программе Магистратуры;

Программа охватывает приоритетные направления реформирования системы высшего образования через разнообразные виды сотрудничества, способствуя осуществлению преобразований вузов на всех уровнях. Инструментами сотрудничества ТЕМПУС являются совместные европейские проекты, структурные и дополнительные мероприятия, а также гранты на индивидуальную мобильность.

С января 2006 года началась работа по проекту ТЕМПУС «Реструктуризация бизнес -образования на основе инновационной учебной программы» CD-JEP- 25224-2004 [6]. Результативно сотрудничество в рамках программы «ТАСИС» и «ТЕМПУС» Евросоюза, направленной на установление академических связей между университетами Казахстана и стран Европейского Союза, общей задачей которых является содействие развитию сотрудничества в области высшего образования между Европейским Союзоми странами -партнерами в контексте реализации Лиссабонской стратегии и Болонского процесса.

Эти регламентирующие документы основаны на понимании того, что сотрудничество является двусторонним, взаимным процессом, что означает, что при разработке программ помощи, в основном, используется принцип определения потребностей той или иной страны посредством диалога, постепенно вытесняя более ранний принцип удовлетворения запросов. Придаваемая таким образом «Тасис» гибкость структуры позволяет мобилизовать техническую помощь более эффективно и использовать ее согласно возможностям той или иной страны-партнера».

Разработан проект Меморандума между Министерством образования и науки Республики Казахстан и Министерством образования Великобритании о сотрудничестве в области технического и профессионального образования, который направлен в Министерство образования Великобритании для согласования и подписания (через Посольство Великобритании в г. Астане).

Подготовлен проект договора между политехническим колледжем г. Астаны и Южным Бирмингемским колледжем Великобритании о сотрудничестве в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов технического и обслуживающего труда, который находится на согласовании сторонами. 23 февраля 2009 года проведена встреча руководства Департамента технического и профессионального образования с Берни Вилсоном - Руководителем отдела по трэйдинговым и инвестиционным вопросам Посольства Великобритании в Астане по обсуждению вопросов предстоящей встречи Государственного министра высшего образования Великобритании Дэвида Ламми, Мэтью Андерсона (ТВЕТ Великобритания) с Министром образования и науки РК Туймебаевым Ж.К. и сотрудничестве в рамках меморандума между МОН РК и ТВЕТ в сфере ТиПО [13, 39]. Налажено сотрудничество между колледжами Великобритании и Республики Казахстан в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов технического и обслуживающего труда. В сентябре 2009 года состоялся семинар с участием руководства Министерства образования и науки Республики, управлений образования городов Астана и Алматы, Ассоциации колледжей Великобритании и ведущих колледжей Казахстана. [9;1]

В рамках семинара 24 колледжа Казахстана и Ассоциация колледжей Великобритании подписали Меморандум о сотрудничестве.

Не менее плодотворным является сотрудничество в области образования с ЮНЕСКО И ЮНИСЕФ. Представительство ЮНЕСКО в Казахстане оказывает консультативную помощь в координации и мониторинге проекта по разработке и внедрению информационной системы управления образованием и усовершенствованию статистики высшего образования. Система государственной аттестации научных кадров в республики в своей основе опирается на соответствующие соглашения между странами-членами СНГ. Она обеспечивает необходимый научный уровень диссертационных исследований. Благодаря этому кандидатские диссертации по научной содержательности не уступают большинству работ на соискание степени доктора (PhD) в западных странах и США. Государственный орган аттестации Казахстана является Штаб-квартирой МАГАТ (Международной ассоциации органов государственной аттестации – «объединение ВАКов»). За все время существования Магат Штаб-картира пользовалась авторитетом среди ВАКов СНГ и по уровню требований к диссертационным исследованиям, и в организационно – координирующей и интегрирующей деятельности.

Международные связи казахстанской науки существенно расширились и окрепли, начиная со второй половины 90-х годов. Подписано более 60 межправительственных и межведомственных долгосрочных соглашений о научном сотрудничестве. Кроме того, реализуются совместные проекты исследований по грантам таких организаций, как Агентство международного развития (USAID), INTAS, UNISEF, INCO COPERNICUS, фонд Сорос-Казахстан, МНТЦ, CRDF (USA), IPP (USA) UNESCO и др. [12, 105]. По итогам визита британского министра между Казахстаном и Великобританией подписан ряд соглашений. Основной – это договор о создании в Астане международного университета. Этот проект уже согласились поддержать руководители крупнейших английских вузов: Лондонского университета, Шеффилда и Кембриджа. Также контракт на обучение казахстанских студентов подписан в рамках меморандума о сотрудничестве между британской ассоциацией колледжей TVET UK и ФНБ «Самрук-Казына» [15]. Таким образом, Министерство образования и науки в области международного сотрудничества проводит политику включения нашего государства в систему основных мировых тенденций в развитии образования и науки и укрепления международных позиций Кахахстана в данном направлении.

Глобальность проблем, стоящих перед человечеством в новом тысячелетии, стала мощной мотивацией интеграционных процессов в образовании и науке. Становится все более очевидным, что только совместные усилия позволят человечеству выйти на новый уровень цивилизации, на высокие инновационные технологии, направленные на повышение качества жизни.


Литература

  1. www.bolashak.kz

  2. http://www.bilim.kz

  3. delegation-belarus@ec.europa.eu

  4. http://www.edu-cip/kz

  5. http://www.newskaz.ru/society/2009

  6. Дулатова Д.Е. // Сборник статей КазНУ. Серия историческая. – 2005. - №2(34). – 105С.

  7. «Казахстанская правда» Казахстан-Великобритания, от 25.11.2006.

  8. Kussainov I. 15 years of the UK and Kazakhstan bilateral relationship. // Delovoy Mir. - № 2(49)2. - Р. 17


Интернет как средство коммуникативности на уроках иностранного языка


Ескиндирова М.Ж.

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева (Казахстан)


Тілді коммуникативтік оқытуда студенттердің оқып жатқан шетел тілін нәтижелі қарым-қатынас жасауда орнымен қолдануға ұмтылысы мен қабілеттерін дамытуда Интернет маңызды құрал болып табылады. Мақалада оқу процесін Интернет технологиясымен нәтижелі ету жолдары мен әдістерін анықтау көзделеді.

The main aim of the teaching of a foreign language is the formation and development of communicational culture. The objectives of the following article are to create the conditions for successful implementation of the Internet as a means of communication. The Internet creates the tremendous opportunities for learners of a foreign language, it creates the natural communication environment.


Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатлительными услугами. Неудивительно, что и преподаватели иностранного языка по достоинству оценили потенциал глобальной сети Интернет. Новые методики с использованием Интернет-ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Но, прежде всего, необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности учащихся, обусловленными определенными целями образования. Интернет со всеми своими ресурсами – средство реализации этих целей и задач.

Поэтому, прежде всего, следует определить, для решения каких дидактических задач в практике обучения иностранного языка могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которая представляет всемирная сеть.

Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, он создает естественную языковую среду.

Сначала вспомним особенности предмета «иностранный язык». Основная цель - формирование коммуникативной компетенции, которая предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. Коммуникативный подход - стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним, а так же на осознание требований к эффективности высказывания. Для пользователя реализация коммуникативного подхода в Интернете не представляет особой сложности. Коммуникативное задание должно предлагать учащимся проблему или вопрос для обсуждения, причем обучаемые не просто делятся информацией, но и оценивают ее. Важно, чтобы такое задание делало возможным гибкое использование всех знаний и умений учащихся. Основным же критерием, позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности является то, что учащиеся самостоятельно выбирают языковые единицы для оформления своих мыслей. У них есть возможность выразить себя и свой опыт посредством иностранного языка как личность, а именно личность поставлена в центр теорий образования для будущего. Коммуникативный подход в значительной степени направлен на обучаемого, отвечая основному критерию современной дидактики.

Коммуникативное обучение языку посредством Интернет подчеркивает важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения. Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, а изучение структуры и словаря иностранного языка служат этой цели. В дополнение к коммуникативным потребностям, обучаемым необходимо освоить методику работы в Интернете, чтобы быть более ответственными за свое собственное обучение. Им нужно выработать способность справляться с ситуацией, когда их языковые ресурсы недостаточно адекватны; иметь хорошие учебные навыки; способность оценивать свою собственную речь и успехи, а также способность определять и разрешать учебные проблемы. Развитие самостоятельности обучаемого с помощью глобальной сети представляет собой постепенный процесс, который следует постоянно поощрять. Возможно, наиболее важной задачей, стоящей перед преподавателем языка, является нахождение оптимальных способов вести обучаемых к постепенно возрастающей самостоятельности.

Создание коммуникативности в Интернете требует времени. Необходима поддерживающая социально-психологическая атмосфера, в которую вовлекается учащийся; уверенность, что его уважают как личность со своими собственными взглядами, интересами, сильными и слабыми сторонами и предпочтительным для него стилем обучения. Атмосфера эта характеризуется духом взаимопомощи, при котором изучение иностранного языка с помощью Интернета является социально-обусловленным опытом.

Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Более того, Интернет развивает навыки, важные не только для иностранного языка. Это, прежде всего, связано с мыслительными операциями: анализа, синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления, вербального и смыслового прогнозирования и упреждения и т.д.

Таким образом, навыки и умения, формируемые с помощью Интернет-технологий, выходят за пределы иноязычной компетенции даже в рамках “языкового” аспекта. Интернет развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода.


6357905365826554.html
6358004462780087.html
6358194725163720.html
6358335560828641.html
6358373189222692.html