II. Выбор и обоснование модели производства и потребления - Правительство республики карелия распоряжение от 14...


^ II. Выбор и обоснование модели производства и потребления

местных видов топлива, применимой к условиям

Республики Карелия


Выбор модели производства и поставок местных видов топлива должен обеспечивать достижение основных целей Региональной топливной стратегии:

- надежность поставок;

- конкурентоспособность;

- устойчивое развитие;

- предотвращение нанесения вреда экологии региона.

В настоящее время в мировой практике в качестве основных используются следующие модели производства и поставок местных видов топлива:

- производство и прямое сжигание энергетического торфа (фрезерного, кускового) и энергетической древесины (щепа, отходы лесопереработки, дрова);

- производство улучшенных видов торфяного и древесного топлива (брикеты, полубрикеты, пеллеты) на основе энергетического торфа и энергетической древесины.

Сравнительный анализ количества различных видов топлива (древесная кора, древесная щепа, торф фрезерный, торф кусковой, древесные брикеты, торфяные брикеты, каменный уголь), необходимых для производства единицы энергии, приведен на рисунке 13:





насыпных метров
кубических

кора

15,4

древесная щепа

11,8

фрезерный торф

11,1

кусковой торф

7,1

древесные брикеты (пеллеты)

6,7

торфяные брикеты (пеллеты)

2

каменный уголь

2


Рисунок 13. Количество топлива, необходимого

для производства единицы энергии


Каждое из рассматриваемых направлений имеет свои преимущества и недостатки.

Производство улучшенного торфяного и древесного топлива (брикетов, пеллетов) обеспечивает более высокую теплотворную способность данных видов топлива (в сравнении с исходным сырьем), приближенную по тепловым характеристикам к различным маркам каменных углей. Именно поэтому производство улучшенного топлива в качестве параллельного (вспомогательного) направления по переработке отходов основного производства является определяющим при выборе данных технологий (как для использования на собственные нужды по теплоснабжению предприятий, так и для реализации топлива сторонним потребителям).

Кроме того, качественные характеристики улучшенного топлива обеспечивают возможность его транспортировки на большие расстояния и повышают надежность его длительного хранения. Именно данное обстоятельство является определяющим при выборе данной модели производства и поставок данных видов топлива при наличии больших расстояний выполнения поставок, превышающих рентабельные расстояния вывозки при поставках энергетического торфа (кускового и фрезерного) и энергетической древесины (щепа, отходы лесопереработки, дрова).

Отдельное (обособленное) производство топлива в виде брикетов (пеллетов) требует значительных дополнительных энергетических затрат, что в свою очередь приводит к существенному удорожанию конечного продукта.

Так, на примере производства ООО "Биогран" (город Петрозаводск), для получения одного конечного продукта в виде древесных гранул (пеллетов), практически эквивалентных по теплотворной способности энергетическому кусковому торфу, необходимо по технологии указанного производства потребить (закупить) три уже готовых вида энергоресурсов:

- древесное топливо (отходы лесопереработки);

- природный газ;

- электрическая энергия.

При этом, например, даже стоимость упаковки для одного кубического метра древесных пеллетов по стоимости превышает цену одного кубического метра фрезерного энергетического торфа, складированного на торфоплощадке.

Несомненно, что продукция ООО "Биогран" является востребованной на топливном рынке и имеет своего конечного потребителя (в основном в странах дальнего зарубежья), готового оплачивать ее по рыночной цене с учетом используемой схемы доставки автотранспортом. Но для теплоснабжающих организаций Республики Карелия цена на данную продукцию пока остается недоступной.

Рассматриваемая модель производства и поставки улучшенных местных видов топлива широко применяется в европейских странах и в странах Северной Америки.

Для карельского топливного рынка, имеющего достаточные объемы более дешевых и доступных энергетических ресурсов, указанная модель не может быть принятой в качестве основной. Но при этом отдельные производства улучшенных видов топлива должны существовать и развиваться при наличии четкой производственной программы, обеспечивающей достижение целей, указанных в начале данного раздела Региональной топливной стратегии.

Себестоимость производства энергетического торфа (в том числе фрезерного) и энергетической древесины (в том числе щепа, отходы лесопереработки) фактически является составной частью (причем ее меньшей долей) себестоимости производства брикетов (пеллетов), так как именно фрезерный торф и измельченная древесина являются исходным сырьем для дальнейшего брикетирования. В то же время используемые в качестве топлива для выработки тепловой энергии энергетический торф и энергетическая древесина, производство которых осуществляется на расстояниях рентабельной вывозки и в местах с достаточной сырьевой базой, являются наиболее дешевыми и доступными местными видами топлива, эффективно используемыми при современных технологиях сжигания и не требующими дополнительных энергетических затрат при их производстве.

Именно указанная модель производства и поставок местных видов топлива принята в качестве основной в соседней с Республикой Карелия стране - Финляндии, обладающей достаточной ресурсно-сырьевой базой, практически равномерно размещенной по всей ее территории. И именно указанная модель производства и поставок местных видов топлива на основе древесины и торфа признана в мировой практике наиболее перспективной и обоснованной.

В отличие от существующего российского производства местных видов топлива в Финляндии принятие решения о начале производства и поставок энергетического торфа (древесины) для конкретных потребителей начинается с оценки энергетического содержания пригодных для производства топлива запасов торфа или древесины, их удаленности от источников сжигания, оценки последствий воздействия планируемого производства топлива на окружающую среду (экологическое лицензирование), решения вопросов транспортной логистики. При этом запасы местных топливно-энергетических ресурсов, объемы производства местных видов топлива и их поставок учитываются в виде энергии (в мегаваттах). Соответственно и расчеты по выполненным поставкам осуществляются за единицу энергии (мегаватт). Благодаря такому подходу снимается основная доля противоречий в ходе выполнения поставок топлива, связанных с качеством поставляемых энергоресурсов (в первую очередь по содержанию влаги и теплотворной способности). Отсутствие указанного подхода в условиях российских поставок местных видов топлива играет первоочередную роль в возникновении основных претензий и противоречий между поставщиками и потребителями энергоресурсов.

Кроме того, в Финляндии при благоприятных погодных условиях ежегодно формируется двукратный годовой запас торфа при среднем годовом потреблении в объеме 25 миллионов кубических метров. При этом "рекордным" по заготовкам торфа в Финляндии стал 2006 год, когда общий объем сезонной добычи торфа составил 40 миллионов кубических метров. Целью данного "удвоенного" запаса торфа является возможное восполнение запасов следующего заготовительного периода при наличии неблагоприятных погодно-климатических условий.

Республика Карелия располагает сопоставимой с соседней Финляндией ресурсно-сырьевой базой для производства местных видов топлива (данные раздела I), структурой размещения местных топливно-энергетических ресурсов на территории республики, схемой производства тепловой энергии и ее поставок потребителям. При этом, как указано в вводной части данной Стратегии, Карелия не располагает собственными запасами фоссильного топлива (уголь, нефть), а ее энергетика, в том числе и коммунальная, более чем на 70 процентов зависит от поставок привозного топлива, производимого за пределами региона.

Пример эффективной организации работ финских энергетических компаний по снижению зависимости собственной энергетики от привозных видов топлива, производимых за пределами региона, за счет организации массового производства и потребления местных топливно-энергетических ресурсов, а также схожесть финской и карельской ресурсно-сырьевой базы для производства местных видов топлива указывают на приемлемость и для Республики Карелия использования модели производства и потребления местных видов топлива, аналогичной модели, используемой в Финляндии.

Необходимо также учитывать, что руководители и специалисты большинства карельских организаций, обеспечивающих производство и потребление местных видов топлива, в период 2007-2009 годы прошли в рамках международного проекта "Карельский торф: добыча и экспорт" обучение именно по финской модели производства и поставок местных видов топлива.

Данная модель производства и поставок местных видов топлива, принимаемая для Республики Карелия на период до 2020 года, заключается в следующем:

- основные объемы местных видов топлива производятся в виде фрезерного или кускового энергетического торфа и энергетической древесины (топливная щепа, отходы лесопереработки, дрова) с использованием современных технологий и оборудования. При этом с учетом более высокой калорийности и низкой стоимости предпочтение использования в качестве основного топлива должно отдаваться энергетическому торфу, а энергетическая древесина рассматриваться в качестве резервного топлива.

- при выборе местного вида топлива для строящегося (реконструируемого, модернизируемого) источника теплоснабжения должна производиться оценка энергосодержания местной топливно-сырьевой базы на удалении рентабельного плеча вывозки.

- исходя из технических характеристик планируемого источника теплоснабжения, применяемых технологий сжигания топлива, полученных характеристик сырьевой базы и наличия инфраструктуры, производится выбор вида производимого местного топлива: кусковой или фрезерный торф, топливная щепа, отходы лесопереработки или дрова.

- при выборе использования энергетического торфа:

разрабатывается проектно-сметная документация на ремонт (подготовку) площадок для промышленной добычи торфа, в том числе экологические и противопожарные разделы, с прохождением всех необходимых согласований, предусмотренных для объекта капитального строительства;

заключаются договора подряда со специализированными организациями на выполнение работ или производится укомплектование производства необходимой техникой и оборудованием для выполнения работ с использованием собственных ресурсов;

выполняется ремонт (подготовка) площадок для промышленной добычи торфа (планировочные работы, строительство осушительных и сточных систем, в том числе шлюзовых узлов и иловых фильтров, дорожно-строительные работы, подготовка специальных площадок для складирования торфа, выполнение противопожарных мероприятий);

в течение заготовительного периода (май-сентябрь ежегодно) производится заготовка энергетического торфа (фрезерного, кускового) и складирование на специально оборудованных площадках до начала его вывозки в отопительные периоды в соответствии с заключенными договорами.

- при выборе использования энергетической древесины:

разрабатывается проектно-сметная документация на строительство дровяных терминалов и площадок для складирования топливной щепы (отходов лесопереработки), с прохождением необходимых согласований;

заключаются договора подряда со специализированными организациями на выполнение работ или производится укомплектование производства необходимой техникой и оборудованием для выполнения работ с использованием собственных ресурсов;

в период подготовки и прохождения ежегодного отопительного периода осуществляется выработка энергетической древесины (топливная щепа, отходы лесопереработки, дрова) и складирование на специально оборудованных площадках для последующей вывозки в отопительные периоды в соответствии с заключенными договорами.

- в целях устранения возможных разногласий по условиям поставок и ходу их выполнения договора заключаются на поставку энергии, измеряемой в мегаваттах, вместо ранее практикуемых договоров на поставку местных видов топлива, измеряемых в натуральных объемных единицах (кубических метрах, тоннах). При этом с учетом опыта финских энергетических компаний и имеющегося опыта поставок местных видов топлива в Республике Карелия контракты должны заключаться долгосрочные с возможностью ежегодного уточнения в части объемов поставок и цены.

- при использовании энергетического торфа, а в отдельных случаях и энергетической древесины, оплата поставляемой энергии (по энергосодержанию местного топлива) должна осуществляться поэтапно с учетом опыта действующих организаций и специфики производства торфа (в отдельных случаях и щепы), когда торф заготавливается в течение летних месяцев, а его реализация осуществляется в течение отопительного периода. С учетом опыта организации производства и поставок местного топлива по финской модели указанную оплату, а, следовательно, и доходы производителей торфа рекомендуется формировать и осуществлять следующим образом:

авансовый платеж в начале заготовительного периода - 10 процентов от суммы договора;

платежи в ходе заготовительного периода по факту выполнения согласованных этапов работ - 55 процентов от суммы договора;

платежи в ходе выполнения поставок - 30 процентов от суммы договора;

платежи после выполнения поставок - 5 процентов от суммы договора.

При реализации данной схемы расчетов достигаются следующие результаты:

производитель энергетического торфа частично финансируется на момент начала заготовительного периода (для приобретения начальных объемов горюче-смазочных материалов и выполнения подготовительных работ). При этом авансовые платежи обязывают конечного потребителя использовать в дальнейшем заготовленный торф и участвовать в финансировании заготовок торфа, что является определенной гарантией для производителя. Непосредственно по окончании заготовительного периода производитель получает уже 65 процентов оплаты от общей суммы договора. Оставшуюся сумму - в течение отопительного периода, что позволяет планировать доходы организации в соответствии с согласованными графиками выполнения поставок;

потребитель энергетического торфа получает к началу каждого отопительного периода гарантированный годовой запас топлива по фиксированной цене, который уже частично оплачен (на 65 процентов поэтапно в течение заготовительного периода), и согласованную рассрочку по оплате оставшейся части платежа (35 процентов) на предстоящий отопительный период в соответствии с графиком выполнения поставок.

За счет поэтапного выполнения поставок и расчетов в ходе прохождения каждого отопительного периода поставщик и потребитель имеют возможность урегулировать вопросы качества и объемов поставляемой энергии по фактической выработке котельных.

Благодаря принятой модели производства и поставок местных видов топлива в Республике Карелия появляется реальная возможность организации крупномасштабного производства местных видов топлива за счет поэтапного увеличения освоения площадей основных запасов местных топливно-энергетических ресурсов, развития топливных производств, а соответственно и формирования благоприятных условий для дальнейшей разработки и реализации мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры за счет формирования устойчивой топливно-сырьевой базы.

В то же время развитие инфраструктуры торфодобывающей отрасли Республики Карелия обеспечит формирование, с учетом конъюнктуры рынка, предпосылок для создания производств углубленной переработки энергетического торфа для производства улучшенных видов торфяного топлива, строительной, сельскохозяйственной и другой продукции с использованием торфа. Необходимость производства улучшенного топлива из энергетической древесины будет определяться конъюнктурой топливного рынка и экономической доступностью сырья. Но при этом всегда будет использоваться принятая на настоящем этапе модель производства и поставок местных видов топлива, получая дальнейшее развитие и детализацию.


^ III. Перспективы развития производства и использования

местных топливно-энергетических ресурсов

в Республике Карелия


Развитие производства и использования местных топливно-энергетических ресурсов (энергетического торфа и энергетической древесины) в Республике Карелия на период до 2020 года предусматривается по следующим направлениям:

- производство и поставка энергетического торфа (древесины) для организаций коммунальной энергетики, обеспечивающих теплоснабжение жилищного фонда и объектов социальной сферы (муниципальное теплоснабжение) Республики Карелия;

- производство и поставка энергетического торфа (древесины) для промышленных организаций Республики Карелия;

- производство энергетического торфа (древесины) для реализации в соседние с Республикой Карелия регионы Российской Федерации, а также для экспортных поставок.

В муниципальных районах и городских округах в Республике Карелия с экономически доступными запасами торфа в рамках Стратегии в качестве основного топлива рассматривается энергетический торф, резервного - энергетическая древесина.

При расчетах затрат на реализацию мероприятий по организации производства энергетического торфа в данной Стратегии принята средняя стоимость выполнения работ по основным направлениям (в ценах на начало 2009 года) из расчета на сто гектаров используемой площади торфяных месторождений (брутто):

- исследование участка торфяного месторождения - 900 тысяч рублей;

- ремонт торфяного поля (планировка поля, осушение и сточно-шлюзовая система, строительство подъездных дорог и складских площадок) - 13500 тысяч рублей;

- приобретение торфодобывающей техники и оборудования (в минимально допустимой комплектации) и тяговых машин - 15000 тысяч рублей;

- ежегодная установленная арендная плата за пользование земельным участком торфяного месторождения (с момента оформления лицензии на пользование недрами) - 180-220 тысяч рублей.

Энергосодержание одного метра кубического фрезерного торфа - 0,9 мегаватт, кускового торфа - 1,4 мегаватт.

На период до 2020 года наиболее перспективными в части производства и поставок местных видов топлива приняты следующие муниципальные образования в Карелии:

по производству и поставкам энергетического торфа:

- Сортавальский муниципальный район;

- Питкярантский муниципальный район;

- Лахденпохский муниципальный район;

- Олонецкий муниципальный район;

- Суоярвский муниципальный район;

- Пряжинский муниципальный район;

- Прионежский муниципальный район;

- Медвежьегорский муниципальный район;

- Пудожский муниципальный район;

- Сегежский муниципальный район;

- Костомукшский городской округ;

по производству и поставкам энергетической древесины:

- Калевальский муниципальный район;

- Лоухский муниципальный район;

- Пудожский муниципальный район;

- Медвежьегорский муниципальный район;

- Муезерский муниципальный район;

- Суоярвский муниципальный район;

- Прионежский муниципальный район.


3.1. Опыт производства и поставок местных видов топлива в Республике Карелия в предыдущие годы


Основа для развития торфодобывающей отрасли в Республике Карелия была заложена в период 1994-1997 годы. Именно в указанный период была создана первая в республике специализированная торфодобывающая организация ЗАО "Карел-Вапо", учредителями которого стали Министерство государственной собственности Республики Карелия, органы местного самоуправления в Республике Карелия и концерн "VAPO" (Финляндия).

За данный период времени в Республике Карелия была проведена работа по подготовке торфяных полей (Олонецкий, Лахденпохский, Сортавальский, Пряжинский, Пудожский и Суоярвский муниципальные районы) и производству энергетического торфа (фрезерного и кускового) в следующих объемах:

- 1995 год - 15,0 тысячи кубических метров (6,0 тысячи тонн) кускового торфа в Олонецком муниципальном районе и 3,0 тысячи кубических метров (1,2 тысячи тонн) фрезерного торфа в Лахденпохском муниципальном районе;

- 1996 год - 10,0 тысячи кубических метров (4,0 тысячи тонн) кускового торфа в Олонецком муниципальном районе, 10,0 тысячи кубических метров (4,0 тысячи тонн) фрезерного торфа в Лахденпохском муниципальном районе и 6,0 тысячи кубических метров (2,4 тысячи тонн) фрезерного торфа в Сортавальском муниципальном районе;

- 1997 год - 7,5 тысячи кубических метров (3,0 тысячи тонн) кускового торфа в Пряжинском муниципальном районе, 1,0 тысячи метров кубических (0,4 тысячи тонн) кускового торфа в Пудожском муниципальном районе и 6,0 тысячи кубических метров (2,4 тысячи тонн) фрезерного торфа в Лахденпохском муниципальном районе.

6332870896123476.html
6332958490971193.html
6333020626032805.html
6333104418502394.html
6333204168574469.html